Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-3°
Boom metrics
Происшествия27 августа 2015 10:50

Мефистофель исчез со здания напротив церкви Ксении Петербургской

С доходного дома вандалы сбили барельеф.
Источник:kp.ru
Совсем недавно на доме красовался барельеф, а теперь зияет пустота

Совсем недавно на доме красовался барельеф, а теперь зияет пустота

НЕ УСПЕЛИ ОГЛЯНУТЬСЯ

Ищет полиция. Ищут искусствоведы и жители дома на Лахтинской улице в Петербурге. 26 августа двое неизвестных пробрались на крышу здания и за несколько часов ломиками сбили с фасада здания 1910 года постройки барельеф с образом Мефистофеля. Куски быстренько погрузили в «Газель» и отбыли в неизвестном направлении.

- Пришли мужчины со снаряжением для высотных работ, сказали, что обследуют стены, будут сбивать куски штукатурки, которые могут рухнуть на голову прохожим, - рассказал жилец квартиры аккурат под барельефом с Мефистофелем Кирилл Алексеев. – Просили убрать припаркованные машины.

Для Петербурга подобная операция уже стала обыденной, дома в центре и на Петроградке старые, того и гляди на голову посыплются. Рабочие пробрались на крышу через чердак соседнего вплотную примыкающего дома. Когда люди спохватились, дело было уже сделано.

- Мы все вернем на место, будет вам такой же Мефистофель, только гипсовый, - пустили пыль в глаза строители.

Однако местные жители не припоминают, чтобы кто-то делал слепки или обмеры барельефа. Получается, людей обманули.

Это все, что осталось от Мефистофеля

Это все, что осталось от Мефистофеля

Фото: Александр ГЛУЗ

РАЗ ДОГАДКА, ДВА ДОГАДКА

Происшествие связывают с тем, что на противоположной стороне улицы строится храм Ксении Блаженной. Его возводят еще с 2007 года. По данным церковных исследований, именно в этом месте жила Ксения Петрова, впоследствии ставшая юродивой, а потом канонизированная. Стоило начать стройку, как особо яростные поборники веры заприметили, что напротив красуется «исчадие Ада».

- Строим так долго, потому что дьявол мешает, смотрит и насмехается над нашими стараниями, - постановили активисты.

Эти слова им припомнили, потому и сделали их первыми подозреваемыми в вандализме.

- Часто люди там собирались, неодобрительно тыкали пальцами в Мефистофеля, - говорят местные жители. – Как только над церковью подняли крест, тут же все и произошло.

Ничего демонического в барельефе официальные представители Русской православной церкви на самом деле не видят. Для них это такой же памятник, как и все остальные. Так что вредить демону не собирались.

- Ни петербургская епархия, ни данный приход, не имеет к произошедшему никакого отношения, - прокомментировали в пресс-службе епархии. – Мы за то, чтобы было тщательное расследование. Любые акты вандализма или агрессии по отношению к памятникам архитектуры и культуры мы осуждаем.

ЭТО ЖЕ ШАЛЯПИН!

Мефистофель с дома на Лахтинской и правда никакого отношения к потустороннему миру не имеет, а вот к искусству – самое прямое.

- Это изображение Шаляпина в образе Мефистофеля. Барельеф – ироничная сатира и желание запечатлеть потрясающего актера в этом замечательном образе, - рассказал «Комсомолке» праправнук архитектора Леонид Корниевский.

Действительно, если сравнить образ демона с дома на Лахтинском и портрет Федора Шаляпина в образе Мефистофеля работы художника Александра Головина, который хранится в музее-квартире Бродского в Петербурге, легко найти общие черты. С этим соглашаются и опытные искусствоведы. Вполне возможно, что архитектор Александр Лишневский видел этот портрет, и создавал барельеф по его мотивам.

Есть еще одна версия, кто именно был изображен на доме. Поговаривают, что это демон Малфас. Такое предположение исследователи сделали из-за того, что над скульптурой запечатлен ворон – это одно из обличий Малфаса. Человеческий образ демон, по легенде, принимает только когда над ним прочитают специальное заклинание. Потустороннему существу приписывают не только злые, но и добрые качества. Якобы он помогла в строительстве высотных домов. Так что вполне закономерно, что Александр Лишневский увековечил его на фасаде.

Как бы там ни было, скульптуру уже не вернуть. В Комитете по охране памятников заявили, что барельеф утрачен. Остается вопрос – кто в ответе? У полиции уже есть версии. В ведомстве успокоили, что лица, которые могут быть причастны к разрушению барельефа, установлены. Осталось их только задержать.

- У меня и всей семьи сейчас такое чувство, как будто покалечили моего близкого и любимого родственника, - сказал праправнук архитектора Леонид Корниевский.

СПРАВКА «КП»

Здание на Лахтинской улице в Петербурге построил в 1910 году архитектор Александр Лишневский. Это был его доходный дом, но в народе его прозвали «Дом с Мефистофелем». Здание и барельеф на нем в 2013 году включили в список «объектов, представляющих особую историческую ценность».

ВАЖНО

«Комсомолке» удалось спасти несколько частей сбитого барельефа. Судя по сохранившимся фотографиям, это детали плеча Мефистофеля. Куски мы обнаружили в куче мусора в подворотне одного из домов на Лахтинской улице. Помогли рабочие, они обратили внимание, что среди кусков асфальта, щебня и песка, появились неопознанные детали.

- Похоже, вандалы вывезли не все, остатки просто сбросили в нашу кучу, - объяснили «Комосмолке» строители.

Сейчас детали хранятся в редакции на Гатчинской улице, 35. Мы готовы передать их историкам или полицейским, если в этом есть необходимость.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Ответственность за разрушение барельефа взяла на себя анонимная организация «Казаки Петербурга». Ее участники разослали письмо в СМИ. В тексте они объяснили, что дьявол на барельефе со временем стал достопримечательностью, и это показалось им возмутительным. Авторы также попросили не винить в случившемся официальную церковь.

Организация «Казаки Петербурга» - вымышленная. Среди ее участников, если судить по имени и фамилии, нет никого, кто числился бы в реестре настоящих казаков. Связь с внешним миром они поддерживают исключительно письмами. На их совести отмена спектакля «Лолита» Леонида Мозгового в Эрарте. Они же подкинули свиную голову к Малому драматическому театру из-за спектакля «Смерть в Венеции» Томаса Остермайера. И они же писали гневные письма, протестуя против выставки «Конец веселья» братьев Чепменов в Эрмитаже. Все эти мероприятия они посчитали крайне возмутительными с точки зрения веры.