Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Интересное3 февраля 2016 17:05

Какие профессии будут наиболее востребованы в ближайшее время

Советы профессионального хедхантера Алены Владимирской в программе «Кадры решают» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Как бы технологии не развивались, а без рабочих не обойтись.

Как бы технологии не развивались, а без рабочих не обойтись.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Ракиткина:

- Здравствуйте, это программа «Кадры решают». В гостях у нас сегодня Алена Владимирская. Как обычно, по средам мы с Аленой отвечаем на вопросы по трудоустройству.

Владимирская:

- Да, в общем, все, что вы хотите знать о работе.

Ракиткина:

- Вот Алена недавно вышла у нас из гриппа… Ален, как он вообще, свиной грипп? Очень коротко и начнем по теме.

Владимирская:

- Да, хочу сказать – если вы заболеваете, пожалуйста, не ходите на работу. Дело в том, что грипп очень тяжелый, правда. На самом деле у меня было там под 40 с бредом, хотя обычно я очень легко болею. Но дело в том, что вот многие говорят о том, что я приду на работу такой полубольной и я тем самым покажу, что я вот такой весь лояльный компании, все будет хорошо, меня заметят. На самом деле, нет. На самом деле вот эта мода уже давно ушла, потому что любой вменяемый начальник знает о том, что один вирусоноситель выкашивает весь отдел или там все подразделение – все заболевают. Поэтому, конечно, надо брать больничный. Если бывают такие дни, когда действительно надо что-то доделать, берите домашние дни – дорогие начальники, пожалуйста, отпускайте больных людей с работы, потому что иначе у вас выкосит весь отдел и будете вы работать одни.

Ракиткина:

- Ну вот, пожалуйста, Алена обязательно свернула на линию кадрового дела… По-моему, она не отдыхает даже во сне, а думает о том, как закрывать вакансии…

Тема сегодняшней нашей программы «Точки роста». Что это такое? И в связи с этим вопрос – какие профессии в ближайшее время и, может быть, в течение пяти лет будут на горизонте востребованы?

Владимирская:

- Ну, вообще, говорят вот там – кризис, кризис, все плохо… ну, я не только рекрутер, я, прежде всего, женщина и мама, и у меня такая довольно большая семья… У меня муж, который ест очень много… когда я хочу в магазин, мне становится все хуже и хуже. Потому что все дорожает просто в каких-то необъяснимых пропорциях. Смотришь и думаешь – а как жить? Но при этом, конечно, кризис это плохо и, конечно, нам всем сейчас нелегко – чего уж там. Но на самом деле сидеть и говорить – вот, все плохо – от этого лучше не станет. Поэтому на самом деле надо думать, где хорошо. Итак, давайте мы определим те отрасли, где сейчас хорошо. Что это значит? Там либо индексируют зарплату, либо она привязана вообще к доллару и евро, либо, может, зарплата там не так и растет, но там, по крайней мере, есть работа. Да, мы все стали жить беднее, но беднее всех стали жить люди, которые еще во время кризиса потеряли работу… Итак, первое – конечно, весь Ай-Ти и Интернет. Ну, конечно, если вы и можете что-то делать, это не обязательно программить, программинг требует специально больших навыков, специально обучения и за три месяца программистом не станешь, но там есть довольно много профессий, которые, поскольку растет интернет, как отрасль, то они растут тоже. Это контент-редактор, туда сейчас активно идут многие журналисты, потому что в медиа не очень хорошо. Это специалисты колл-центра, потому что все интернет-магазины связаны с колл-центрами – это телефонные звонки и прочее… То есть, на интернет, как на точку роста, смотреть надо.

Вторая история – хорошо живет вся фарма. Это вообще традиционная история в кризис про то, что люди начинают больше есть лекарств. Другими словами, это такая сублимация, но мы все ищем таблетку от счастья. И эта таблетка довольно часто выглядит в виде простой таблетки, тем более, телевизор зомбирует нас на разные лекарства, радио зомбирует нас… В общем, фарма живет очень хорошо и, соответственно, не просто хорошо, а вот там есть домашние дни – вот к началу разговора про грипп – то есть, каждый человек может воспользоваться несколькими днями в месяц, работать из дома, там зарплата индексируется, там большой отпуск. В общем, там относятся лояльно к тому, что человек уходит в шесть часов вечера домой, потому что в основном это западные компании и там это принято.

Растет сегмент дешевого ритейла. Я отнюдь не призываю всех быть продавцами и кассирами, хотя это хорошая профессия, но это могут быть и логисты, это могут быть и водители, это могут быть и директора открывающихся магазинов. Это продуктовый дешевый ритейл. Мы действительно из дорогих каких-то магазинов перешли в дешевые, потому что, чего уж там, где сахар покупать не такая большая разница… Конечно, растет как сегмент вообще любые продажи. Вообще бизнес перестал продавать себя сам, потому что это тяжело. Поэтому продавцы, которые активно продают, всякого уровня, от самых маленьких до топовых, собственно, этот сегмент растет. Еще растет сегмент, связанный с агро. Прежде всего, торговля зерном. Это вообще история про то, что мы много продаем зерна, мы продаем его в Китай вообще в невообразимых количествах… и в агро еще пришли и приходят сейчас государственные деньги, связанные с импортозамещением – конечно, это прежде всего зерно и частично это уже появились какие-то фрукты и т.д. Этот сегмент растет.

Растет, конечно, в кризис весь сегмент так называемого личностного роста. То есть, любое вообще обучение. Все люди начинают понимать, что для того, чтобы оставаться на своем рабочем месте, надо самому доучиваться, чтобы быть конкурентоспособным, поэтому учатся совершенно разным профессиям. Людям стало интересно, как им жить счастливо. Кстати, очень растут тренинги, связанные с женской сексуальностью и с прочими вещами, потому что это простая история – женщины стали снова бояться разводов.

Ракиткина:

- Ален, вот одной из таких отраслей называется такое спортивное самосовершенствование, но доступное каждому. Я говорю о различного рода студиях, секциях, кружках…

Владимирская:

- Во время кризиса ценность, привлекательность всяческая очень растет, поэтому вот история про йогу, про фитнес, про еще какие-то вещи, которые делают вас, с одной стороны, физически привлекательной, а, с другой стороны, дают медитацию, сосредоточенность, они начинают очень расти, потому что человек хочет на тех же самых собеседованиях или где-то выделиться из прочих равных. А когда ты ровненько так сидишь, ты выспавшийся, ты смотришься лучше равных – ну, конечно, выбирают тех, кто смотрится лучше.

Ракиткина:

- Совершенно верно. А у нас на линии Дмитрий Рещаков, преподаватель хатха-йоги, йоготерапии, руководитель студии «Мастерская йоги». Дмитрий, здравствуйте. Скажите, вот насколько это правда, насколько йога помогает людям справиться со стрессом и вообще в каких-то жизненных ситуациях? И если можно – пример – как бы мы, простые и непросвещенные люди, могли бы себя как-то самоуспокоить…

Рещаков:

- Да, конечно, такие методики есть, они достаточно простые и каждый человек может применить их в любой ситуации и не обязательно иметь коврик или спортзал. Можно просто во время ходьбы или до входа в кабинет начальника, если человек собирается на собеседование, нужно просто сесть, положить руки на колени, ну, не обязательно закрывать глаза, просто должно быть удобное положение. Самым простым упражнением является наблюдение за дыханием и, может быть, некоторое регулирование дыхания. Очень эффективным антистрессовым упражнением является брюшное дыхание. Понаблюдать, как дыхание опускается вниз, понаблюдать, как во время вдоха живот немножечко округляется, во время выдоха живот чуть уходит внутрь. Именно брюшное дыхание способствует для спокойного эмоционального состояния, состояния равновесия, состояния внутренней гармонии. Это упражнение можно делать и во время движения, когда вы просто идете домой, на работу, или в положении сидя, в метро, или уже непосредственно в помещении. Упражнение очень простое – каждый может его делать. Можно чуть усложнить это упражнение, сделать его более эффективным, Если задать определенный ритм. Делать, например, на четыре вдох и выдох на шесть или восемь. Дыхание при этом должно оставаться комфортным, спокойным и важно, чтобы оно было брюшным. Вот такой простой совет.

Владимирская:

- Спасибо, Дмитрий. Даже по вашему голосу слышится, что вы такой человек спокойный.

Владимирская:

- Я, конечно, не тренер, но я йогу люблю и практикую… вот вы говорите, что я никогда не отдыхаю, но мне иногда часа хватает на йоге, чем четыре часа просто полежать перед телевизором, но я сейчас о другом. Я всегда всем соискателям советую следующую историю. Любое собеседование – это стресс. Вот если вы идете на собеседование и если вам задают сложные для вас вопросы – каверзный, стрессовый, неприятный по ответу – значит, когда вы слышите вопрос, во-первых, выпрямьтесь, чтобы спинка была прямая, во-вторых, когда вы его услышали, не отвечайте сразу. Для того, чтобы вы не производили впечатление сильно заторможенного, идиотского человека, вы улыбнитесь в этот момент. Что вы делаете на самом деле? Вы глубоко вдыхаете ртом, так, чтобы прямо вот дыхание ваше, чтобы вот эту струю воздуха вы прямо животом почувствовали – и потом досчитайте до пяти-семи, выдохните и только потом ответьте. Что это вам даст? Во-первых, вы подумаете и сформулируете лучше ответ. Во-вторых, вы ответите успокоившись, у вас уйдет первая агрессия на любой неприятный вопрос… И третье – поскольку вы это время улыбались и сидели с прямой спиной, как бы чуть-чуть к собеседнику, это располагает собеседника. Ответ будет много лучше воспринят собеседником.

Ракиткина:

- Ну, наверное, нужно сначала потренироваться дома, чтобы на собеседовании не пробовать вот эти практики... И, конечно, я вспоминаю слова Алены, которые были в прошлых программах, что, безусловно, тренироваться, репетировать перед зеркалом…

Вернемся к точка роста и к профессиям.

Владимирская:

- Ну вот, мы на самом деле закончили на такой интересной теме – растет такой сегмент, как тренинги, связанные с женской сексуальностью. Вот туда просто стоит очередь людей. Поэтому растет весь сегмент, связанный с кулинарией, воспитанием детей. И вот это история не только потребления. Если вы умеете хорошо петь пироги или, если вы умеете прекрасно шить, можно на своем телефоне снимать ролики о том, как вы это делаете и, если это будете выкладывать на Ютюб… естественно, это все будет набирать просмотры – а это все монетизируется – и люди зарабатывают там по 300-400 тысяч рублей… Вот я знаю инженера лично, который на самом деле стал выкладывать эти ролики, как он там чего-то выпиливает лобзиком… их стало смотреть огромное количество людей, у него появился спонсор и он говорит – на работу больше никогда.

Ракиткина:

- Это к вопросу о том, что ситуация кризиса, когда нужно меняться, она иногда для некоторых оказывается новым вызовом, новой возможностью и я даже вот про себя скажу. Так получилось, что закрылось предприятие, я не работала, но за этот год я так много сделала – и сменила профессию – и в общем не жалею.

Владимирская:

- Да. И еще растет такой сегмент, как помощь людям. То есть, стал расти очень сегмент репетиторства дошкольного. То есть, с детьми гуляют за деньги… Вот такой пример. Девушка, биолог, он потеряла работу – и она развесила по району объявление о том, что она проводит для детей уроки знания цветов, деревьев и прочего. И водит их в ботанический сад. Ну и, собственно, у нее образуется большое количество детей, которых приводят родители, а она за это получает деньги. И вот она сделала патент индивидуального предпринимателя, платит налог и – счастлива!

Ракиткина:

- Ален, где же учиться? Или как прийти в те отрасли, где сейчас наблюдается рост?

Владимирская:

- Для того, чтобы куда-то прийти, надо знать, куда идти. Второе – надо знать, откуда идти. Условно, вы по какой-то причине решили, что пора менять работу или пора менять отрасль. Первое – берете бумажку и пишите ваши основные конкурентные преимущества. Что очень важно? Чаще всего их пишут неправильно. Вот вам, Елена, не надо писать конкурентное преимущество, что вы хороший журналист. Потому что, условно, на нужную вакансию еще мне 500 человек пришлет ровно такую же штуку – какие они хорошие журналисты. Вам нужно написать – почему вы лучше, чем большинство этих журналистов. Причем, не из серии – я лучше, я красивее – а вопрос в каких-то важных данных. Это – я вела какие-то такие очень рейтинговые проекты, или я делал то-то и то-то. Причем, вы пишите сначала ваше конкурентное преимущество вне зависимости от отрасли. Чего я умею делать лучше всех. Условно – я хорошо продаю, я хорошо веду переговоры, я хорошо занимаюсь финансовой аналитикой и т.д. То есть, вот вы выписали ваши все конкурентные преимущества. Когда вы их выписали, дальше вы посмотрели, а в каких отраслях эти конкурентные преимущества могут стать реальными конкурентными преимуществами. И тут очень важная история. Сейчас многие отрасли меняются, мы живем накануне и уже в начале большой научно-технической революции, и многим отраслям нужны те навыки, которых раньше не было. Вот классический пример. Ты идешь в банк с деньгами, отдаешь их тетеньке, она потом что-то с ними делает, а потом они у тебя там на счете. Сейчас весь банк стал ай-ти, соответственно, там нужны навыки айтишников – ну, те, которые никогда банкам не были нужны. Или, например, магазин. Ну, казалось бы, ну, кассир – ты должен быть внимательным, аккуратным и так далее. Все усложняется. Кассиры уже становятся консультантами, - то есть, навык переговоров становится нужен кассирам, да… Собственно, вы смотрите, какие у вас есть навыки, каким отраслям они могут быть интересны. Когда вы это увидели, вы вспомнили наш разговор – а какие сегменты сейчас растут? И когда вы это нашли, дальше – правильно, все делается по блату – вам надо найти максимальное количество знакомых в этих отраслях, потому что на самом деле у нас кадровики люди довольно грустные и они очень не любят, когда люди сами переходят из отрасли в отрасль и таких людей на собеседование звать не любят. Поэтому вам нужно найти всех знакомых в той отрасли, которая вам интересна и им сказать – попроси за меня, у вас наверняка есть какая-нибудь вакансия… И вот тут вы ему подсовываете ваши конкурентные преимущества и говорите – скажи вот это… А кадровик – фигура очень странная. С одной стороны, он не любит звать таких людей по резюме, с другой стороны, когда он слышит от кого-то, кто уже работает в этой компании, кого он любит и доверяет, он слышат – у нас есть вот такая хорошая девушка, да, конечно, условно, она не из журналистики, но посмотри, какой она хороший переговорщик, давай ее возьмем в отдел продаж… И кадровик говорит – ну, я тебе верю. И вероятность того, что он позовет на собеседование, значительно выше. Вот так из отрасли в отрасль вы будете мигрировать.

Есть второй случай. Как я говорила, везде нужны продавцы. Соответственно, хороший путь переходить в другую отрасль – переходить через продажи. Потому что вакансии продавцов есть везде. И продажников настолько мало, что вас возьмут даже в другую отрасль, типа, ну, я доучусь и т.д. А уже попав в компанию, внутри, как-то перейти много легче.

Чему надо учиться? Учиться надо навыку переговоров. Всегда. Навыку презентаций и переговоров учиться очень хорошо. Во-вторых, вообще хорошо учить язык. Это дает большое конкурентное преимущество, если вы работаете внутри крупных компаний, а, во-вторых, на самом деле, это дико развивает память, сообразилку и в конце концов вы просто не заболеете Альцгеймером, а с другой стороны, у вас эрудиции будет больше. И язык вам даст следующее – вы сможете читать все по профессии на английском, а это вы читаете про опыт всего мира и вы сразу такой весь эрудированный, на совещаниях можете чего-нибудь умное сказать – это очень любят.

Ракиткина:

- Кстати, мы получили сообщение, подтверждающие наши слова с вами. Наталья из Москвы нам написала, что «мои дети предпочитают молодую няню с машиной, которая забирает внучку из садика и возит ее на кружки. А я – только в гости».

Владимирская:

- Да, и еще одна важная штука у нас появилась, когда всегда была в Америке и в Европе, а у нас ее не было, а кризис ее на самом деле активно вводит. У нас была такая брезгливость на профессию. То есть, еще несколько лет назад молодой женщине с машиной сказать «я работаю няней» - ну, типа «жизнь не удалась». Сейчас она говорит – я работаю няней в трех хороших семьях и, условно, все видят по ее машине, по ее дубленке, по ее украшениям, по тому, где она отдыхает, что жизнь-то удалась! То есть, вот эта история про то, что любая профессия в почете, она реально становится реальностью наших дней. То есть, есть большое количество женщин, которым прикольно работать няней.

Ракиткина:

- Более того, они таким образом могут не только зарабатывать деньги, но и решать свои вопросы семейные…

Владимирская:

- Да, у меня большое количество вот таких топ и мидлменеджеров, которые на определенном этапе уходят в такие профессии, говоря о том, что «я устал от этого корпоративного безумия»… Я хочу хорошо работать 5-6 часов, получать за это деньги и при этом у меня должно быть в жизни что-то еще… Вот когда я несколько дней подряд работала по 16 часов, я пришла домой однажды и меня встретила кошка – а я не думала, что кошка может так сделать – она демонстративно вышла в коридор, села ко мне толстой мохнатой попой, подняла кверху хвост и всем своим видом показала, что в общем-то тебя тут уже и не ждали… Ты вообще кто? Ты теперь должна очень заслужить, чтобы мы снова начали тебе мурлыкать…

Ну, и еще у нас есть одна большая точка роста – это вообще прямо боль-боль – это история всех рабочих профессий. Мы рабочие профессии потеряли за эти годы. У нас хороших именно профессионалов – хорошего токаря, хорошего слесаря – не найти. И если вы когда-то имели рабочую профессию, но потом ушли в какие-то другие вещи и чувствуете, что вам туда хотелось бы вернуться, самое время возвращаться, потому что сейчас государство большие деньги вкладывает в то, чтобы восстановить наше производство… На самом деле найти хорошего слесаря высокого разряда гораздо сложнее, чем найти топ-менеджера в компанию. Это еще одна точка роста.

Ракиткина:

- Ален, все-таки большинство людей, особенно молодых, видят свою карьеру в каком-то офисе. Ну, наверное, еще у нас не поменялось представление о профессии, хотя оно сильно, конечно, меняется. Я помню, лет 15-20 назад профессия продавца считалась… я имею в виду продавца не обязательно за прилавком, а продавца, вот как Алена говорила, продажника. Она имел в виду продавцов-консультантов по продажам в компаниях, в торговых представительствах – то есть, вот люди, которые имеют дело с какими-то товарами. Кстати, вот нам пришло сообщение о том, что хороший продажник – это большая ценность. Здесь я могу тоже добавить, что мне пришлось в свое время тоже работать в продажах довольно долго и даже возглавлять отдел продаж, я могу сказать, что это потрясающая школа и, если попасть в хорошую компанию, то как раз вот там можно вырасти в такого специалиста, который будет востребован.

Владимирская:

- Да. И главное – если вы попали в хорошую компанию, что называется, в хорошие руки, где вас научат, вы востребованы будете всегда. Хороший продажник, даже если вдруг с вашей отраслью в целом что-то случилось, вот как с туризмом сейчас случилось, - если вы хорошо продавали, вас спокойно берут в любые другие отрасли… То есть, главная история – я умею хорошо продавать.

Ракиткина:

- И это как раз история про навыки самопрезентации, понимания технологии продаж… Хорошему продавцу по большому счету нужно быстро сказать, чем его товар отличается от предыдущего и он уже готов продавать новый товар. У него есть основной навык – умение переговоров, отвечать на вопросы…

Владимирская:

- И еще умение считывать клиента. Вот давайте проверим, хороший ли вы продажник? Если вы можете понять настроение незнакомого человека или мало знакомого человека, которого вы видите очень малое количество времени и быстро расположить его из плохого настроения или из агрессивности по отношению к вам в позитив, значит, вы можете продавать. Проверьте. Если вы можете, идите в хорошие компании, идите в продажи и вы быстро заработаете хорошие деньги и всегда будете востребованы.

Ракиткина:

- Я на самом деле очень уважаю эту профессию и я хочу сказать, что самое главное, что должен уметь продавец – это уметь менять настроение и поведение с тем, с кем он общается, посредством разговора. Если он поменял поведение – человек не хотел покупать – а это может быть все, что угодно: оборудование, яблоки, товары народного потребления – а после общения с продавцом захотел, то это продавец высокого класса, за такими, конечно, бегают. И я повторю, что сейчас есть технологии и тренинги, которые, ну, конечно, если есть задатки – хорошо, если их нет, то в продавцы, наверное, не стоит идти… Но если вы умеете общаться и у вас есть к этому задатки, то сейчас есть тренинги и в компаниях с удовольствием учат… Это я к тому, что профессия дает большие потом карьерные перспективы. Я знаю очень много коммерческих директоров, которые вышли именно из низов, из продавцов.

Владимирская:

- Ну и в основном люди, которые сделали свое дело, они на определенном этапе либо работали продажниками, либо, даже если формально не работали, все равно много занимались продажами. Без этого потом свой бизнес не надо даже пытаться делать, потому что не получится.

Ракиткина:

- Совершенно верно. Теперь давайте поговорим про «Антирабство»…

Владимирская:

- Прежде чем мы поговорим про «Антирабство», я еще хочу сказать – есть еще один сегмент. Ну, не все хотят работать в офисе и учиться где-то… очень растет все в кризис то, что вы делаете своими руками, если вы делаете хорошо. Условно, женщины довольно много шьют, делают украшения, делают еще какие-то важные вещи, особенно для детей. Сейчас сегмент вот этих маленьких индивидуальных магазинов, которые делаются прямо на платформе соцсетей – будь то Одноклассники, будь то ВКонтакте, там просто это все встроено и люди зарабатывают вполне приличные деньги на том, что они либо что-то делают руками, либо в чем-то консультируют. И в кризис это начинают очень расти, потому что в кризис еще важно что? Люди не просто экономят, а просто им еще важна та история, что вот я покупаю не такое, как все, за маленькие деньги…

Ракиткина:

- А у нас звонок. Егор нас услышал.

Егор:

- Здравствуйте. А я как раз из продажников. Я начинал продавцом еще в 1996 году. Я проработал продавцом примерно 15 лет, прежде чем решил открыть свое дело. Причем, сначала по торговле, а когда торговля не стала приносить денег, я открыл дело, не связанное с торговлей, но, как оказалось, опыт продавца очень важен. Потому что нужно имя себе создать, нужно его продать и нужно уметь его продавать и тогда к тебе потянутся.

Владимирская:

- Спасибо вам большое. Но ведь еще один момент, Егор. Когда вы сказали – сначала продавал компьютеры, потом почувствовал, что ниша большая и там не выжить, потому что пришли большие, вы, очевидно, увидели нишу. То есть, вот эта история, когда ты сначала работаешь в каком-то бизнесе, ты нарабатываешь себе имя, ты нарабатываешь связи и ты ищешь и видишь эти ниши и возможности, в отличие от тех молодых людей, которые у нас сейчас есть… Они в реалии сейчас не понимают, где есть бизнес, а где они его придумали. Поэтому вот еще раз. Если вы молодые люди и вы хотите сделать свое дело, слушайте Егора, приходите сначала работать в продажах, смотрите, где ниша, нарабатывайте деньги и имя, и потом открывайте свой бизнес.

Ракиткина:

- Спасибо Егору, что он прокомментировал нашу сегодняшнюю программу.

Владимирская:

- Ну, смотрите, я не столько хочу сказать про «Антирабство», сколько я хочу сказать, что вот есть у нас на сайте «Антирабство» совершенно такая бесплатная штука – есть бесплатный форум, где вы можете задавать вопросы. Мы их копим вот для «Комсомольской правды» и потом с Еленой анализируем эти вопросы, выбираем тему программы… но, если у вас есть любые вопросы, связанные с карьерой, пожалуйста, задавайте их на «Антирабство», там есть форум, и я в течение суток обязательно вам отвечу. А тема, которую я бы хотела обсудить в следующий раз, она как раз болезненная – это история про все увольнения. У нас очень много вопросов после того эфира, связанных с увольнениями, увольнения идут сейчас не очень корректно – это больная тема – куда идти после того, как уволили, как уволиться правильно, как защитить свои права, соглашаться ли на понижение, как альтернативу увольнения и прочее… Лен, что думаете?

Ракиткина:

- Да, вот у нас была как раз прошлая программа про это, давайте продолжим ее и, если наши слушатели не против, давайте тогда поговорим про то, как сокращают и, может быть, мы из этого вытянем какую-нибудь историю.