Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество12 февраля 2016 12:15

Ну и где вы, дешевые мандарины из Сухума?

Торгпред РФ в Абхазии Юрий Айкин, с которым беседовал наш корреспондент, объясняет, что мешает превратить южную республику в российскую житницу и здравницу [фото]
Российский торгпред в Сухуме Юрий Айкин готов обеспечить Абхазию средствами производства и работой.

Российский торгпред в Сухуме Юрий Айкин готов обеспечить Абхазию средствами производства и работой.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Дума о мандаринах и прочих фруктах, что сотнями тонн ежегодно гниют в Абхазии, вернула меня опять на родину Фазиля Искандера. Прежние наши поиски правды на этот счет можно прочесть вот здесь.

В Москве на рынках под новый год мандарины с надписью «абхазские» продавались по 500 рублей за килограмм. Дефицит, однако. В самой же Абхазии, куда ты ни глянь сейчас, на деревах и под деревами гниет этих цитрусовых немерено. Если перевести на деньги – то миллионы и миллионы рублей превращаются под ногами в прах.

Село Нижняя Яштуха на окраине Сухума. Отсюда до городского рынка 10 минут езды. Но даже здесь чуть ли не под каждым мандариновым кустом валяются сгнивающие плоды.

Мандарины пропадают по всей Абхазии...

Мандарины пропадают по всей Абхазии...

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Перекупщики не в силах забрать все фрукты, - поясняют мне жители села, - поэтому часть сгнивает.

- Только мандаринов пропадает здесь ежегодно сотни и сотни тонн, не говоря уж о прочих фруктах, как апельсины, лимоны, груши, яблоки, сливы, фейхоа, хурма и другие, - говорит наш торгпред Юрий Васильевич. – А все потому, что в Абхазии нету линий по переработке и консервированию фруктов. Мне известен только один цех на окраине Сухума «Дары Абхазии». Но мощность его очень маленькая. И это при том, что в Абхазии огромная безработица. А фрукты экологически чистые, их тут не удобряют химией. Я вас еще удивлю: в Абхазии, где так много скота, нет ни одной скотобойни, не говоря уж о мясоконсервных предприятиях.

- Так что же мешает это производство наладить? Или власти чего-то не понимают?

- Здешние власти прекрасно понимают пользу от таких производств. И министр сельского хозяйства за, но нет финансирования.

- Так ведь Россия ежегодно отправляет сюда миллиарды рублей дотациями. Могли бы абхазы из этих денег чуток отщипнуть и на покупку линий по переработке? Ведь ныне в годину санкций Россия очень нуждается во всяком продукте. А абхазам нужна работа.

В центре города Сухума.

В центре города Сухума.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Те миллиарды - это российская безвозмездная помощь на восстановление социальной сферы: дороги, школы, больницы. Однако в этом году будет Россией отдельно выделено 1 миллиард 200 миллионов рублей на развитие предпринимательства. Если примут решение на постройку цехов по переработке фруктов, то что-то из этих денег вложат и в это дело.

- Как дорого стоят такие цеха?

- Недорого. Например, московская компания «Сельхозлидер» по моей просьбе разработала проект консервного завода, который может перерабатывать все абхазские фрукты. Цена предприятия под ключ 110 миллионов рублей. И можно его поставить за 70 дней. 26 человек рабочих. Но здесь все решается очень медленно.

ИЗ АБХАЗИИ ВЫТЕСНЯЮТ ТУРОК

- Так если в Абхазии все так сложно, может подобные предприятия монтировать где-то в районе нашего Адлера, и пусть абхазы везут туда свои фрукты?

- Гораздо выгодней это производить здесь, потому как в Абхазии очень дешевая электроэнергия от местной ИнгурГЭС. Ее цена всего 40 копеек за киловатт. Потому российскому бизнесмену, например, было бы очень выгодно зайти сюда со своим капиталом и учредить ООО.

- Так ведь бизнесмен российский боится риска. Вот ныне у нас с абхазами братская дружба, а вдруг потом у них поменяются правительство и политика, и погонят нас из Абхазии в шею?

- Не погонят. У нас с Абхазией очень тесные связи военно-политические. Сейчас вот Абхазия поддержала российские санкции против Турции. В Сухуме даже иные турецкие магазины закрылись.

Даже в пригородах Сухума всюду мандарин пропадает.

Даже в пригородах Сухума всюду мандарин пропадает.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Пообщался я тут с народом. Люди подозревают, что львиная доля денег, присылаемых из России, разворовывается. Доводы у людей логичные: «Ты посмотри на каких машинах ездят у нас чиновники при зарплатах в 10 тысяч рублей. Какие дачи себе построили!».

- Этот вопрос контролируют разные органы. В том числе и Счетная палата России. Выявляются отдельные нарушения. По конкретным фактам проводятся следственные мероприятия.

- Да, известно, например, о громком деле директора Южной строительной компании Вадима Матуа, которому вменяется хищение в особо крупных размерах.

- Решения суда по делу Матуа еще нет. Следствие продолжается. Потому я бы пока не стал акцентировать внимание на этой очень болезненной для абхазской общественности теме.

(Наша справка. На личные счета генерального директора ООО "Южная строительная компания" Вадима Матуа, сотрудников Отырба и Дерикян было выведено около одного миллиарда рублей, заявлял генеральный прокурор Абхазии Алексей Ломия в 2014 году.

Летом 2015 года Сухумский городской суд выпустил арестованного Вадима Матуа на свободу, но на сегодняшний день уголовное дело еще не прекращено – Прим. Авт).

- Сами абхазы постоянно жалуются, что в стране у них нет порядка, а потому и бизнес вести им сложно.

- В стране нет схемы территориального планирования, планов развития городов и населенных пунктов. Вопросы с собственностью размыты. Здесь нет, например, земельного кадастра, а это очень сдерживающий фактор в развитии.

ПОЧЕМУ РОССИЯНАМ НЕ ПРОДАЮТ ЖИЛЬЁ

- В абхазских селах огромное количество пустующих грузинских домов с заросшими травою участками. Дома разваливаются. Правительство как-то думает решать и эту проблему?

- Здесь такой институт «занято». Когда в результате войны из Абхазии выехали грузины, определенная категория людей позанимала их жилища. Причем один человек захватывал по нескольку квартир, домов. Эти граждане ходили по подъездам и писали на дверях «Занято. Бесик». Вот в этом плане здесь до сих пор порядка не наведут. Руководство не знает как быть с этой категорией граждан, которые жилища позанимали.

Продается самозахват.

Продается самозахват.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Понятно, что выехавшие уже не вернутся. Потому логика подсказывает: надо все это изъять у «определенной категории граждан» в государственную собственность. Тем более, что в Абхазии дикая нехватка жилья. Особенно для молодых.

- Вроде бы да, но это очень непросто сделать с учетом местного менталитета. Тут скорее надо их аккуратно подталкивать если не к добровольному отказу, то к продаже за какую-то минимальную стоимость. И этот вопрос мог бы быть частично решен через разрешение приобретать здесь недвижимость гражданами России. А пока что это легально невозможно. Группа депутатов внесла такое предложение. Но реакция неоднозначная. Кто-то за, кто-то против.

- Которые против, чем аргументируют?

- Тем, что россияне всё скупят, а у нас вон сколько своих очередников на жилье! Очередников действительно много, но рынок недвижимости надо запускать. Тут можно использовать зарубежный опыт с рядом ограничений для иностранцев, включая россиян.

- Но россияне изредка покупают через какую-то там подставу?

- Чтобы россиянину тут купить жилье, надо чтобы оно было записано на абхаза.

Сухумские мотивы.

Сухумские мотивы.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Большой риск. А случись что с хозяином-абхазом?

- Но у него же есть родственники, и если они порядочные, то все нормально. Но я бы предложил чистую схему, всем выгодную. Если бы россиянам разрешили здесь покупать жилье, сюда пришли бы наши строительные фирмы. Пусть им позволят возвести многоквартирный дом, но сколько-то квартир они должны отдать абхазским очередникам. Тем самым еще бы и проблему безработицы разгрузили. Здесь официально примерно 70 процентов трудоспособного населения безработные. Из них как минимум 3 тысячи только квалифицированных строителей.

В предыдущей статье я писал как меня в Абхазии обворовали трое молодых людей: Благо, местные сыщики быстро нашли украденное, а мне они пояснили «безработица у нас жуткая, вот молодежь и ворует». Непонятно в этой связи, почему депутаты, министерства, правительство годами не могут принять законов, которые бы развивали бизнес в этой стране? И отправился я с этим вопросом в Министерство экономики Абхазии. Интервью с замом министра Ахрой Аристава читайте в следующем выпуске.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему абхазская форель не идет косяком в Россию

В лихую годину санкций страна Абхазия могла бы стать и надежной житницей, и отличной здравницей для России. Но что же тому мешает?

Этим вопрос задался наш корреспондент, который отправился в эту республику за мандаринами, но отклонился от маршрута и попал в форелевое хозяйство. (подробности)