Премия Рунета-2020
Крым
+13°
Boom metrics
Общество20 октября 2016 15:25

В Севастополе почтили память загадочно потонувшей 100 лет назад «Императрицы Марии»

На месте внезапной гибели линкора моряки возложили венки с алыми гвоздиками
На месте затопления линкора на воду спущен венок и алые гвоздики.

На месте затопления линкора на воду спущен венок и алые гвоздики.

Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Новейший линейный линкор Черноморского флота - гроза немцев в Первую мировую войну взорвался 20 октября 1916 года. До сих пор причины его гибели - тайна за семью печатями.

Любимица флота

Величественно и неторопливо линкор Черноморского флота «Императрица Мария» - совсем новехонький - входил на Севастопольский рейд днем 30 июня 1915 года.

Корабль так назвали по имени вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги покойного императора Александра III.

Новейший линейный линкор Черноморского флота - гроза немцев в Первую мировую войну. Фото: энциклопедия «Википедия».

Новейший линейный линкор Черноморского флота - гроза немцев в Первую мировую войну. Фото: энциклопедия «Википедия».

Город и флот ликовали. Моряки с нетерпением ждали, когда «Мария» выйдет в море и выметет за его пределы изрядно надоевшие немецкие корабли «Гебен» и «Бреслау», которые чувствовали себя на Черном море как дома. Она уже давно заочно стала любимицей флота, активно участвовала в ряде операций и могла бы подорвать еще не один вражеский корабль, если бы не потонула 20 октября 1916 года…

На сто лет о «Марии» забыли… Нигде нет никаких мемориалов в память о погибших моряках. Только сейчас в Севастополе решили почтить память матросов и линкора.

В четверг, 20 октября, на месте, где ровно век назад потонул линкор, на воду был спущен венок и в море плавно на волнах покачивались алые гвоздики словно капли крови погибших моряков.

- Памяти морякам, а их около 300 человек, надо воздать должное. Мы не должны забывать такие вещи, - сказал «Комсомольской правде» в Крыму» ученый секретарь военно-научного общества Черноморского флота капитан первого ранга Сергей Горбачев.

Потопление "Марии" всё еще оставляет множество вопросов, ответы на которые не найдены

Потопление "Марии" всё еще оставляет множество вопросов, ответы на которые не найдены

Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Разобрали на металл

Причины трагедии до сих пор неизвестны. Красавец линкор – флагманский корабль адмирала Колчака - в то октябрьское утро стоял в Севастопольской бухте.

Вахтенные вдруг услышали характерное шипение - горел порох. А затем увидели дым и пламя. Матросы пытались потушить пожар, но в 6 часов 20 минут на корабле раздался сильный взрыв и столб пламени и дыма взметнулся на высоту 300 метров. Потом были еще несколько «хлопков».

Когда дым рассеялся, моряки увидели жуткую картину: взрывом вырвало участок палубы, снесло боевую рубку, мостик, носовую трубу и фок-мачту. Порядка 300 матросов и унтер-офицеров, которые в тот момент находились в носовой части корабля, погибли, многие были сильно обожжены.

К 7 утра пожар стал стихать, и, казалось бы, «Марию» можно спасти, но вдруг раздался еще один взрыв - более мощный.

Линкор стал быстро оседать носом, опрокинулся вверх килем и затонул на глубине 18 метров (носом) и 14, 5 метра (кормой).

Уже на следующий день из Петрограда в Севастополь выехала специальная комиссия по расследованию гибели линейного корабля.

Рассмотрев возможные причины взрыва, комиссия остановилась на трех: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем или самим порохом и, наконец, злой умысел. До сих пор к одной четкой версии не пришли.

- Операции по подъему линкора стали планировать непосредственно после его гибели. В течение 1917-1918 г.г его подняли. В 1927 году корабль был разделан на металл, - рассказал Сергей Горбачев.

В Севастополе почтили память матросов военного корабля и легендарного линкора

В Севастополе почтили память матросов военного корабля и легендарного линкора

Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

КОНКРЕТНО

Водоизмещение: 23 413 т.

Размеры: длина - 168 м, ширина - 27,43 м, осадка - 9 м.

Скорость хода максимальная: 21,5 узлов.

Дальность плавания: 2960 миль при 12 узлах.

Силовая установка: 4 винта, 33 200 л. с.

Бронирование: палуба - 25-37 мм, башни - 125-250 мм, казематы - 100 мм, рубка - 250-300 мм.

Вооружение: 4х3x305-мм башни, 20x130-мм, 5x75-мм орудий, 4x450-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 1386 чел.