Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество28 ноября 2016 22:00

Минимальный индекс «Пятёрочки» за год был зафиксирован в Москве

Цены на продукты в магазинах зависят не только от общей экономической ситуации, но и от качества развития торговли и уровня конкуренции продуктовых магазинов за покупателя
Игорь ЗЕТИЛОВ

Такой вывод можно сделать на основе 12 месяцев наблюдений за индексом «Пятёрочки», который позволяет отслеживать ситуацию с ценами в сетевом ритейле и сравнивать её со среднероссийскими показателями Росстата. По данным ритейлера, с октября прошлого года наименьшие значения индекса регулярно фиксировались в двух российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге, при этом Первопрестольная однажды дала российским ценам фору аж в 18%.

Тема открытых данных бизнеса для общества и государства (и индекс «Пятёрочки» как пример такой инициативы) обсуждалась 24 ноября в Москве на площадке Центра стратегических разработок в рамках семинара «Государство как платформа».

Полина Киселева, представитель торговой сети «Пятёрочка», рассказала об одноимённом индексе и его значении для экспертов, чиновников и общества в целом. По словам Киселевой, индекс был создан компанией по причине высокой социальной значимости темы розничных цен, которая постоянно находится в центре внимания широкой общественности. При этом индекс Пятёрочки» – первый в отрасли розничной торговли инструмент для мониторинга розничных цен, в основе которого лежит серьёзная методология, верифицированная Росстатом.

.

.

Специалисты сети «Пятёрочка» ежемесячно рассчитывают свой индекс на основе собственных данных о средневзвешенной стоимости 33 наиболее значимых продуктов питания (входят в «минимальный набор Росстата»), а также данных российского статистического ведомства. Отношение этих двух цен в процентах называется индексом «Пятёрочки». Чем меньше индекс «Пятёрочки», тем доступнее продукты для покупателей торговой сети. Это, естественно, лучше для россиян.

В «минимальном продовольственном наборе» Росстата - говядина, свинина, куры, рыба, сливочное и растительное масло, яйца, сахар, соль, чай, мука, белый и ржаной хлеб, рис, пшено, гречка, макароны, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки…

Материалы индекса «Пятёрочки» регулярно получают эксперты в профильных федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, а также исследовательские и консалтинговые агентства в сфере розничной торговли.

Практическая значимость таких расчетов для государственных управленцев состоит, например, в том, что с их помощью можно проанализировать, сколько калорий потребитель может купить за минимальную сумму денег. Эта информация, в свою очередь, важна для социальной политики, поскольку позволяет более точно и целенаправленно решать задачи, связанные с обеспечением населения прожиточным минимумом.

Наименьшее значение индекса «Пятёрочки» для европейской части России Урала и Сибири за прошедшие 12 месяцев было равно 95,3%, для Санкт-Петербурга – 89,9%, для Москвы и вовсе – 82,6%! Цифры указывают на способность торговых сетей обеспечивать лучшее ценовое предложение для покупателей за счет оптимального ассортимента, сильной логистики, собственных торговых марок.

За 12 месяцев индекс «Пятёрочки» ни разу не превысил 100%. Это значит, что стоимость продовольственного набора в торговой сети, рассчитанная по методологии Росстата, была всегда ниже или равна средним показателям для Москвы, Санкт-Петербурга и Российской Федерации, публикуемых российским статистическим ведомством.

Как такое может произойти? Все просто: ассортимент недорогой российской продукции расширяется в период сбора нового урожая, тогда же за счет грамотной ценовой политики и правильных доверительных отношениях с поставщиками делаются большинство закупок на зиму. Дальше – чистая экономика: собственные гигантские хранилища, свои распределительные центры по всей стране и маркетинговые акции.

Статистика эти данные подтверждает. В 2015-2016 годах в торговой сети «Пятёрочка» самые популярные продукты питания, а значит и поставляемые в сеть в больших объемах, были дешевле, чем по статистике Росстата. Подсолнечное масло стоило в среднем на 28% меньше, чем по данным Росстата, яблоки – на 18%, охлажденные и замороженные куры – на 18%, горох и фасоль – на 17%, сметана – на 12%, огурцы – на 10%, пшеничная мука – на 8%, куриные яйца – на 7%.

В дополнение к индексу «Пятёрочки» Х5 каждый месяц публикует данные о стоимости набора из 33 продуктов по минимальным ценам в категории. Стоимость такого набора в течение всех 12 месяцев была в 1,5-1,7 раза ниже среднероссийских показателей. Ритейлер объясняет эту статистику двумя причинами: во-первых, в составе набора по минимальным ценам велика доля товаров под собственными торговыми марками сети. Увеличивая долю СТМ среди самых недорогих товаров, торговая сеть удовлетворяет потребность покупателей в экономии, поддерживая их в кризисный период. На сегодняшний день доля СТМ в РТО Х5 составляет порядка 14,1%.

Во-вторых, низкие цены на самые востребованные товары связаны с гибкой позицией производителей продуктов питания. Для них торговые сети – важнейший канал сбыта продукции, и чтобы удержать спрос, производители расширяют ассортимент недорогих товаров. В 2015-2016 году на долю товаров, участвующих в промо-акциях, приходится порядка 30% РТО.

ГЛАВНОЕ

Чем меньше индекс «Пятёрочки» – тем лучше для россиян.

ВАЖНО!

Сетевая розница быстрее и активнее реагирует на сезонные колебания цен, чем неорганизованная розница. Например, в период сезонного снижения цен на овощи в августе-сентябре 2016 года розничные цены на огурцы и картофель в торговой сети были существенно ниже, чем в среднем по России.