Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ1 декабря 2016 11:29

Геннадий Онищенко: По отношению к ВИЧ наше общество все еще находится в плену предрассудков

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом. Депутат Госдумы призывает всех граждан пройти исследование на вирус иммунодефицита [аудио]
Геннадий Онищенко подчеркнул необходимость развития гражданского общества

Геннадий Онищенко подчеркнул необходимость развития гражданского общества

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Сегодня это заболевание стало глобальным бременем человечества, - заявил в эфире Радио «Комсомольская правда» экс-главсанврач страны, а ныне политик Геннадий Онищенко. - 38,8 миллиона человек по всему миру получают антивирусную терапию против ВИЧ инфекции.

- А в России сколько?

- С 1987 года – с первого выявленного случая инфицирования - у нас было зарегистрировано 1 миллион 87 тысяч 339 случаев. Естественно, это дистанция большого размера, почти три десятилетия прошло. Поэтому сегодня у нас реально выявленных и живущих где-то порядка 700 тысяч, из них примерно 570 – те, которые стоят на учете и находятся под наблюдением медицинских работников, 261557 человек, или 40% от числа стоящих на учете, принимают лечение за счет государства.

- А сколько умерло от СПИДа?

- Ну, если инфицированные люди умерли, это вовсе не значит, что погибли они именно от СПИДа. Там есть люди, которые по другим причинам ушли в мир иной. Есть погибшие и от суицидов, и в автомобильных авариях, и от наркомании – вы же понимаете, что поведение наркоманов ведет к очень серьезным рискам заражения.

- Как бороться с этим ужасом?

- В нынешнем году, в июне, ООН принял документ «Политическая декларация по ВИЧ-СПИДу», который ставит целью уже к 2030 году побороть эпидемию СПИДа. Решающего перелома ситуации надо добиться уже к 2020 году – сокращения новых случаев ВИЧ-инфицирования, особенно среди детей и подростков.

Конечно же, на первое место в очередной раз (и вполне заслуженно) поставлены вопросы просвещения людей по этому заболеванию. Многим кажется, что все об этой инфекции знают, а на самом деле именно недостаток знаний сегодня является одной из главных причин той ситуации, которая складывается и в мире, и в нашей стране.

- А что именно не так, Геннадий Григорьевич?

- А то, что в быту все еще существуют невежество и предрассудки и по отношению к инфицированным. И не всегда есть понимание, что заражение – еще не приговор, что ВИЧ-инфицированные могут нормально жить в нашем обществе, создавать семьи, рожать здоровых детей и так далее. Если рядом с вами живет ВИЧ-инфицированный, не надо шельмовать и дискриминировать его, он сегодня не только может, но и должен быть равноценным гражданином нашего общества, жить, создавать семью, учиться, работать на благо государства. Сегодня таких возможности у них все больше и больше.

- Люди боятся заразиться…

- И это еще одна сторона нашего невежества: заразиться от рукопожатия или соседства невозможно! Основной путь заражения – половой, или через шприцы, как у наркоманов. Но многие просто-напросто все еще пренебрегают правилами защиты от инфекции.

Я, используя сегодняшний день, попросил бы всех, у кого есть возможности, обследоваться на ВИЧ и задуматься о своем поведении.

- То есть?

- Я обращаюсь прежде всего к молодежи, которую затягивают в эту трагическую воронку наркомании, беспорядочных связей, пренебрежения элементарными средствами защиты.

- Ну, а если все-таки человек инфицирован, что ему делать?

- Прежде всего не допустить, чтобы заражение переросло в заболевание, значит, обследоваться и сразу же получать необходимое лечение. В нашей стране эта проблема действительно начала решаться в 2006 году, с принятием программы «Здоровье», когда мы начали лечить наших ВИЧ-инфицированных. Но сегодня нужно расширять число лиц, принимающих лечение.

- А что, разве не всех инфицированных сразу начинают лечить?

- Законным или медицинским основанием для лечения являются два индикативных показателя. Это вирусная нагрузка и напряженность иммунитета, которые измеряются специальными медицинскими тестами. Так вот, надо снизить порог этих показателей, чтобы как можно раньше начинать лечение.

- Это как-то изменит картину?

- Число лиц, принимающих лечение, увеличится примерно вдвое!

- Но ведь лекарства против ВИЧ такие дорогие!

- Верно, цены на лекарства, я считаю, необоснованно высокие. Поэтому необходимо принять меры со стороны государства по снижению цены на эти медикаменты, в том числе принять закон, которому оказывается бешеное сопротивление, о введении так называемого принудительного лицензирования…

- А это что такое?

- Это специальный инструмент, который позволяет государству на законном основании в случае, если ситуация эпидемическая (в данном случае это как раз 100-процентное совпадение), если она становится, по оценкам государственных экспертов, напряженной, ввести принудительное лицензирование для иностранных лекарств, закупать их по тем ценам, которые являются реальными, а не монопольными.

- А не получится так, что тогда мы вообще останемся без этих лекарств?

- Да ведь есть же гарантированные закупки, которые, несмотря на экономические трудности, государство обеспечивает. Звучат угрозы, что поставщики, мол, уйдут с нашего рынка. Никуда никто не уйдет!

И вот здесь я в который раз хочу подчеркнуть необходимость развития гражданского общества.

- А какое отношение эта проблема имеет к проблеме ВИЧ?

- Самое прямое! Знаете ли вы, что некоторые иностранные организации, которые занимались нашими ВИЧ-инфицированными, в числе всего прочего обучали этих людей… поведению в толпе? Поэтому я против подобных сообществ, финансируемых из-за рубежа. Наше гражданское общество должно получать финансирование от нашего государства. Гражданская инициатива требует разумной реализации в интересах собственного государства и народа.