Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Общество13 февраля 2017 9:00

Куда исчезли сокровища старого Кёнигсберга

Краевед и коллекционер Денис Дунаевский рассказал об «уплывшей» от нас Серебряной библиотеке, Янтарной комнате, спрятанной за пределами нашей области, и не всегда чистых на руку трофейных командах
Картина художника-романтика Карла Хасенпфлюга была в Кёнигсберге, теперь в Потсдаме.

Картина художника-романтика Карла Хасенпфлюга была в Кёнигсберге, теперь в Потсдаме.

Фото: Денис Дунаевский

В четверг на радио «Комсомольская правда» в гостях у программы «Политическая география» побывал калининградский краевед, коллекционер и сотрудник музея «Фридландские ворота» Денис Дунаевский. Поводом для встречи стала новость от наших польских соседей, объявивших, что летом этого года в городке Пасленк, что неподалеку от Эльблонга, будут вскрыты древние подвалы замка, в которых, вероятно, нацисты в конце войны припрятали награбленные ценности (может быть, даже саму Янтарную комнату!) Дело в том, что в Пасленке, в одном из тайников, в 1947 году действительно были обнаружены 14 ящиков с реликвиями из Королевского замка Кёнигсберга. Денис Дунаевский помог провести короткую инвентаризацию: что пропало из Кенигсберга во время войны, где все эти вещи сегодня и что у нас вообще осталось?

СУДЬБА СЕРЕБРЯНОЙ БИБЛИОТЕКИ

- Денис, правда ли, что замок был буквально набит артефактами?

- Ценности, конечно, хранились не только в Королевском замке. В Кёнигсберге и без него было довольно много музеев, имевших весьма солидные коллекции. Судьба всех собраний, включая замковые, очень разная. Во-первых, существовал музей истории города, который находился в ратуше на острове Кнайпхоф. Там было огромное количество интереснейших вещей, в числе которых прижизненный портрет Иммануила Канта. Он, к счастью, сохранился и находится сейчас в музее Восточной Пруссии в Люнебурге. Также надо помнить, что в городе была университетская библиотека, которая включала в себя так называемую Серебряную библиотеку герцога Альбрехта.

Переплет одного из томов Серебряной библиотеки.

Переплет одного из томов Серебряной библиотеки.

Фото: Денис Дунаевский

- Это что за библиотека?

- Это 20 томов с евангелическими сюжетами, которые были сделаны кенигсбергскими мастерами золотых дел. Особую ценность там, конечно, представляют переплеты, которые уже сами по себе шикарные ювелирные изделия. Интересно, что 18 томов сохранилось, и все они находятся сегодня в Польше. 15 – в университетской библиотеке города Торунь, где их, кстати, абсолютно свободно можно посмотреть. Полистать, конечно, не дадут, но взглянуть позволят – они на витринах лежат.

- А как эти книги там оказались?

- Как и многие ценности, совершенно мифическим способом, о котором никто не знает. Поляки утверждают, что книги в Торуни появились в 1947 году. Но есть еще три книги, которые тоже сейчас в Польше. Одна сегодня находится в замке Вавель в Кракове, еще одна – в Варшаве, по-моему, в Академии наук, а последняя – совсем близко к нам, в городе Ольштын.

- В Калининграде хоть одна осталась?

- Увы, ни одной.

КОЛЛЕКЦИИ КОРОЛЕВСКОГО ЗАМКА

- Интересно, что ценности так просто уплыли. Но как это происходило? Понятно, что сразу после войны в Кёнигсберге поиском ценностей занимались трофейные команды. Многие участники этих команд, конечно, не были специалистами и не разбирались в искусстве, но ведь были и профессора, которых сюда отправили, так ведь?

- Вот об этом, наверное, лучше всего рассказал бы наш знаменитый историк Авенир Овсянов, работа специалистов довольно подробно описана в его книгах. Это и профессор Брюсов, и Кучумов из Ленинграда. К слову, результат их работы все-таки имелся, так как они нашли часть ценностей, награбленных нацистами в СССР. Тот же Брюсов плотно работал с немецким искусствоведом Альфредом Роде, занимавшимся размещением в Кёнигсберге похищенных ценностей, в том числе и Янтарного кабинета. Роде действительно был очень крупным ученым, к тому же, это личность мифическая. Он и его жена ушли из жизни в 1945 году при достаточно таинственных обстоятельствах.

Картина богемского художника Матиаса Цвишека, хранившаяся в Королевском замке, сейчас находится в Берлине.

Картина богемского художника Матиаса Цвишека, хранившаяся в Королевском замке, сейчас находится в Берлине.

Фото: Денис Дунаевский

- Раз уж мы заговорили о Роде, то можно плавно к коллекции Королевского замка перейти.

- Интересно, что собрание искусств в Королевском замке, а это галерея и так называемое собрание искусств города Кёнигсберга, начало формироваться лишь в 20-е годы XX века, то есть сразу после Первой мировой войны. Директором этих собраний и стал Альфред Роде. Он приложил огромные усилия к формированию этой коллекции. Там были и художники эпохи Возрождения, барокко, и современные живописцы.

- То есть Роде получал деньги на закупку ценностей?

- Конечно. Но было и много дарителей, так как в Кёнигсберге было предостаточно состоятельных жителей. Через несколько лет коллекция была просто потрясающей, это было прекрасное собрание европейской живописи и скульптуры.

- А что за работы конкретно были представлены в замке?

- Ну, к примеру, самая известная на сегодня картина из того собрания – «Марс прощается с Венерой» Рубенса, которая сегодня находится в Эрмитаже. Вообще же двухтомный каталог коллекции галереи замка был издан Альфредом Роде до войны, и там все работы очень хорошо описаны. Также в 1929 году он в Лейпциге издал книгу «Кёнигсберг. Места культуры». Там есть прекрасные описания ценностей, хранившихся не только в замке, но и вообще в Кёнигсберге: в Кафедральном соборе, например, а также в других храмах и музеях города. Еще, кстати, интересная деталь: Мия Брахерт, жена скульптора Германа Брахерта, довольно тесно сотрудничала с Роде и фотографировала для него экспонаты и городские виды. В частности, в этой книге ее фотографии были использованы. Также Роде в 1937 году издал книгу о янтаре.

Кресло из Кафельного зала Королевского замка, сейчас находится во дворце Шарлоттенбург.

Кресло из Кафельного зала Королевского замка, сейчас находится во дворце Шарлоттенбург.

Фото: Денис Дунаевский

- Ну да, известный факт, что Альфред Роде ведь был еще и специалистом по янтарю. В замке была янтарная коллекция?

- Насчет замка не могу сказать, зато у университета Альбертина было очень серьезное янтарное собрание. И оно, кстати, не было разграблено и даже не сгорело. Сейчас оно находится в университете Геттингена. А если уж говорить об упомянутой выше Янтарной комнате, то если считать, что она не сгорела, то, скорее всего, она не в Калининграде и даже не на территории области сейчас. Дело в том, что есть одна хорошая книга, написанная очень серьезным историком Вульфом Вагнером, называется она «Кёнигсбергский замок» (это два огромных тома). Выпущена книга была сравнительно недавно, в 2011 году. Вагнер там опирается на подтвержденную информацию, и из его размышлений можно понять, что немцы начали вывозить ценности из Королевского замка еще в самом начале войны, в 1939 году. Вторая волна вывоза ценностей совпала с датой нападения на Советский Союз, то есть на 1941 год. Также Вагнер пишет, что в 1943 году в «Кёнигсбергской всеобщей газете» вышла статья о том, что власти организовали большое захоронение ценностей замка в одном из бункеров. Конечно, по соображениям безопасности, город, в котором находится бункер, в статье указан не был.

ПРУССКИЕ ЗНАМЕНА БРОСИЛИ У СТЕН КРЕМЛЯ

- В зале Московитов Королевского замка тоже ведь была богатая коллекция?

- Если говорить о самых главных ценностях замка, то там хранились коронационные регалии прусских королей, в том числе первого короля Пруссии Фридриха I. Также там был археологический музей «Пруссия». Часть его коллекции нашли на форте №3, это общеизвестный факт. Но совершенно точно можно сказать, что основные ценности музея были разбазарены, также что-то погибло при бомбардировках, что-то потеряно во время транспортировки. Тем не менее, некоторые экспонаты сегодня можно увидеть в Историко-художественном музее Калининграда, но это то немногое, что осталось. Если говорить о зале Московитов, то в нем располагалась коллекция военных артефактов, являвшихся частью музея «Пруссия».

Регалии прусского короля Фридриха I из коллекции замка.

Регалии прусского короля Фридриха I из коллекции замка.

Фото: Денис Дунаевский

- Там просто оружие было или военные трофеи?

- Там много, чего было: холодное оружие, пушки, униформа. То есть, все, что было связано с военной историей Восточной Пруссии: от средних веков до Первой мировой войны.

- Тоже все сгорело?

- История там интересная. Коллекция частично сгорела. Но немцы были предусмотрительными гражданами: часть вещей они эвакуировали и спрятали, причем, спрятали именно в подвалах Королевского замка. В 1945 году советские трофейные команды забрали остатки этого собрания. А вот у части знамен старой прусской армии вообще очень интересная судьба. В 1927 году их торжественно занесли в замок, в самом начале формирования музея. В 1944 году они были скручены в рулоны (всего их было около 85 штук) и перенесены в замок Лохштедт (руины его находятся в районе Приморска – Ред.). В 1945 году знамена были захвачены в качестве трофеев советской армией, и на параде Победы их вместе с нацистскими стягами бросали к мавзолею. Тем не менее, история их на этом не закончилась, потому что сегодня знамена хранятся в Центральном музее вооруженных сил в Москве. Правда, по невыясненным причинам часть их была в 80-е годы передана в музей германской истории в Берлине, то есть когда еще существовала ГДР.

Денис Дунаевский

Денис Дунаевский

Фото: Иван МАРКОВ

- Кстати, в замке Лохштедт Авенир Овсянов проводил очень серьезные раскопки, причем, даже с применением бульдозеров, тогда тоже искали Янтарную комнату. А известны еще какие-нибудь города, через которые переправляли ценности?

- Есть еще такой топоним Виденхоф, это под Цинтеном (поселок Корнево – Ред.), туда тоже значительная часть ценностей из Королевского замка была перевезена. Я напомню, что большая часть реликвий из замка была вывезена еще до штурма, а это: мебель, картины, королевские регалии.

- А в Германии после войны много ценных вещей отсюда оказалось?

- Довольно много. Тем не менее, известно, что некоторые картины Ловиса Коринта, скульптуры Станислауса Кауэра, Августа Гауля и, к примеру, Германа Брахерта были эвакуированы, но судьба их сегодня не известна. Но интересно и то, что часть коллекции та же Художественная галерея пополнила за счет калининградских коллекционеров. Да и вообще вещи рано или поздно где-то «всплывают». Естественно, это происходит нечасто, время от времени. На прошлогоднем аукционе в Цюрихе, например, продавалась картина флорентийского художника эпохи Возрождения Козимо Росселли, которая считалась пропавшей. Она тоже была в собрании замка. Стартовая цена лота была 120 тысяч евро.

О МУЗЕЯХ И КОЛЛЕКЦИОНЕРАХ

- Если вернуться к трофейным командам, то можно вспомнить, как Овсянов говорил о разграблении шедевров даже после того, как была проведена опись ценностей.

- Конечно. И многие вещи именно таким образом уплывали не только за границу, но и на территорию Советского Союза. Например, часть Валленродской библиотеки, а именно большое количество томов, изданных в средние века, в эпоху Возрождения и Просвещения, попало в спецхран, расположенный в Подмосковье, а в 1982 году эти книги вернулись в Калининград.

Полотно Рубенса «Марс прощается с Венерой» сегодня находится в Эрмитаже.

Полотно Рубенса «Марс прощается с Венерой» сегодня находится в Эрмитаже.

Фото: из архива «КП»

- Где их можно увидеть?

- В корпусе БФУ имени Канта на улице Университетской, например.

- Есть сегодня в Калининграде еще что-то из тех ценностей, которые не успели разграбить?

- Есть шикарная ваза с видом кнайпхофской ратуши в музее Кафедрального собора. Она была в коллекции писателя Юрия Иванова. Это, кстати, очень видная личность не только в калининградской литературе. Иванов очень много сделал для совместной работы с немцами в области культуры.

- Ваза – это не так уж много. А как думаешь, у наших калининградских музеев есть сегодня хоть какой-то шанс вернуть часть ценностей Кенигсберга?

- Это очень сложный вопрос. Во-первых, нужна воля сверху. Во-вторых, наши музеи пока занимают довольно провинциальную нишу, и от этого хотелось бы избавляться, тем более, потенциал местных музеев настолько колоссален, что даже трудно себе представить.

- Тебе не кажется, что у музеев действительно есть проблемы? То есть, довольно часто у коллекционеров собрания намного богаче?

- Такая проблема есть, конечно. В этой связи, мне кажется, задачей коллекционера должно стать не просто собирательство каких-то вещей, но и участвовать активно в культурной жизни, в просвещении, сотрудничать с музеями. Я могу сказать, что лично уже знаю несколько коллекционеров, которые не только продают музеям ценные экспонаты, но и дарят их. Думаю, таких людей станет больше со временем.

В ТЕМУ

В музее Фридландские ворота Денис Дунаевский 22 февраля организует выставку, на которой будут представлены артефакты русской императорской армии, экспонаты, непосредственно связанные с военной историей Калининграда-Кёнигсберга, знаки различия, униформа. Кроме того, посетители выставки смогут увидеть и вещи наполеоновской поры.