Премия Рунета-2020
Благовещенск
+15°
Boom metrics
Общество2 марта 2017 1:03

«Архиерейскую дачу» святителя Иннокентия в Благовещенске строило военное ведомство

С 2012 года епископ Лукиан и верующие Амурской области вели переписку с руководством судостроительного завода, предлагая взять старинный Успенский храм с архиерейским домом под свою опеку.
Анна ЛИМАНСКАЯ
Единственный сохранившийся дом "Архиерейской дачи". Фото предоставлено Благовещенской епархией.

Единственный сохранившийся дом "Архиерейской дачи". Фото предоставлено Благовещенской епархией.

Вскоре поле подписания Айгунского договора в 1858 году русские начали активно укрепляться на Амуре. Одна из первых задач, которую приамурский генерал-губернатор поставил перед первопроходцами, - как можно быстрее построить архиерейский дом c церковью для архиепископа Иннокентия (Вениаминова) и еще три храма: в Благовещенске, Албазине и Кумаре.

Военно-церковная логистика XIX века

Несмотря на трудности становления, нехватку людей и ресурсов, этот военно-стратегический план церковного строительства становился все масштабнее: в 1859 году три храма превратились в пять, в 1860 году - в девять, а смета на их возведение выросла с 6000 до 15 000 рублей.

Всеми работами «от и до» занимались военные. Полевые инженеры с увлечением чертили планы будущих амурских церквей, ревниво поправляя проекты друг друга чернилами. Есаулы, поручики, ротмистры проявляли чудеса смекалки, доставая строительные материалы буквально из ниоткуда: лес-то на Амуре, конечно, был, а вот, например, краски и белила приходилось приобретать то в столичных магазинах, то у соседей-китайцев. Металлические изделия - скобы, гвозди, печные заслонки, замки - в больших объемах заказывали на заводах в Центральной России, а затем организовывали их доставку по сложнейшим маршрутам. Например, с Урала до Читы груз стоимостью 5,8 тысячи рублей шел сухопутным транспортом, а из Читы его сплавляли до Благовещенска по Амуру сразу, как только открывалась навигация.

Особую трудность для профессиональных снабженцев составляла церковная утварь. В одном из дел канцелярии военного губернатора с реестрами, ведомостями и счетами, имеющими отношение к строительству архиерейского дома, сохранился рапорт поручика Прищепенко, в котором он просит высокое начальство вернуть ему 4 рубля 95 копеек - на эти деньги была приобретена «медная кастрюля для освящения храма во имя Святого Чудотворца Николая». Ее, видимо, использовали вместо водосвятной чаши.

Возводили церкви на Амуре тоже военные. В бумагах военного губернатора Буссе сохранились списки казаков, занятых на строительстве храма в Албазине и Кумаре - все они получали от своего ведомства небольшое вознаграждение за свои труды и, конечно, дополнительные дни отпуска.

«Заимка» святителя Иннокентия

Архиерейский дом первоначально должен был располагаться в центре Благовещенска, но архиепископ Иннокентий попросил перенести его подальше от бойко строящегося города, на берег Зеи. План будущего здания он в 1858 году направил генерал-губернатору Николаю Муравьеву-Амурскому с извинением за то, что дом выглядит «слишком громадным». В двухэтажном деревянном особняке кроме архиерея должны были уместиться не меньше тридцати человек: сотрудники консистории, причт домовой церкви, певчие, прислуга и члены миссионерского братства, которым надлежало заняться просвещением и проповедью Слова Божия среди приамурских народов и маньчжуров.

Жизнь внесла в этот проект некоторые коррективы: денег духовное ведомство дало вполовину меньше, приобретенных материалов не хватало, да и местные казенные плотники оказались не слишком умелыми, и сделать устойчивое здание из двух этажей у них не вышло. Но камчатского архиерея не смутили эти трудности. Не дожидаясь достройки «служб» (отдельной кухни, бани, амбара и кладовой), он со своей свитой вселился в едва законченный, не обшитый тесом, не покрытый железом и неоштукатуренный дом и сразу принялся за устройство в нем домовой церкви.

Эту церковь освятили 5 октября 1862 года - предположительно, в честь Благовещения Божией Матери. Богослужения в ней совершались каждый день, по монастырскому чину. Служил обычно сам архиерей или один из приехавших с ним священников.

Заброшенный памятник

В 1912 году на территории архиерейской дачи появился еще один храм - каменный, в честь Успения Богородицы, при каменном же архиерейском доме. Именно этому зданию суждено было пережить и революцию, и годы советской власти, и передачу от Церкви государству и от государства в частные руки - судостроительному заводу.

Сейчас этот красивейший образец архитектуры в псевдорусском стиле, к сожалению, разрушается. В нем долгое время находился промышленный цех, и установка станков и другого оборудования привела в негодность старинные полы и потолки храма, в котором служили амурские архиереи.

С 2012 года епископ Лукиан и верующие Амурской области вели переписку с руководством судостроительного завода, предлагая взять старинный Успенский храм с архиерейским домом на историческом месте, где жил архиепископ Иннокентий, под свою опеку. В год 220-летнего юбилея святителя Иннокентия (Вениаминова) решение этого вопроса наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Благодаря обращению Благовещенской епархии дому и храму вернули статус памятника архитектуры областного значения, который был присвоен ему еще в советские годы

Верующие считают, что спасение этого объекта культурного наследия поможет воспитывать в жителях Приамурья патриотизм и твердую гражданскую позицию, а еще - помнить и чтить историю своей малой родины. Поучаствовать в этом деле приглашают всех. Сделать материальный вклад можно на сайте епархии blaginform.ru.