Премия Рунета-2020
Благовещенск
+14°
Boom metrics
Экономика13 октября 2017 0:42

Проклятое место: почему в центре Благовещенска не приживается бизнес?

«Комсомолка» выясняла, виноваты ли в закрытии потусторонние силы или все в руках предпринимателей, которые не умеют вести дела
Юлия ФИЛИППОВА
Просто занять выгодное место недостаточно. Важно, чтобы и товар твой был эксклюзивным. Фото: Ольга ЗУБАРЕВА

Просто занять выгодное место недостаточно. Важно, чтобы и товар твой был эксклюзивным. Фото: Ольга ЗУБАРЕВА

Центр города, пересечение улиц 50 лет Октября и Зейской. Здесь в продолжение многофункционального центра расположена двухэтажная пристройка. В начале 2000-х в ней располагалась фотостудия, на втором этаже было кафе «Каприз». Фотоателье закрылось, а на верхнем этаже за последние десять лет были и пиццерия, и кафе европейской кухни. Теперь в здании ремонт, видимо, хозяин площади снова сменился.

Или взять, к примеру, подвальное помещение в историческом здании на улице Ленина, рядом с гостиницей «Амур». В нем в конце 90-х годов находился ресторан «Мулин Руж», потом заведение горело, после пожара здесь открылось кафе со звучным названием «Пожарка». Но и оно просуществовало в подвале недолго. Заколдованное место какое-то! Сейчас здание находится на реконструкции, оно перешло в ведение областного суда.

И подобных примеров в центре города немало. В лучшем случае магазин или кафе существуют год-два и закрываются. Хотя, казалось бы, где же еще бизнесу процветать, если не на главных улицах города?

Место решает все

Чтобы дело развивалось, нужен постоянный поток клиентов.

- Место играет большую роль, - считает предприниматель с 30-летнем стажем Наталья Ильина, которая торгует женской одеждой. - В начале 90-х я стояла на рынке, тогда мы арендовали места, старались выбрать павильон ближе к центральному входу, чтобы покупатель в первую очередь шел к нам. Будет покупатель - будет прибыль, значит, дело будет развиваться.

С тем, что место играет роль в развитии дела, согласны и экономисты.

- К основным факторам, которые влияют на развитие бизнеса, в том числе относится и место, где расположено предприятие, - говорит эксперт Общественной палаты Амурской области доктор экономических наук Сергей Мясоедов. - Точка может быть расположена в людных и так называемых платежеспособных районах, где проживает население с высоким уровнем дохода. Это имеет значение, когда есть потребность в продукте, предлагаемом предпринимателем, и когда население готово за него платить. Тогда и выручка будет хорошей. Поэтому бизнесмены готовы платить за выгодные торговые площади в лучших районах города.

Однако просто занять выгодное место недостаточно. Важно, чтобы и товар твой был эксклюзивным.

- Если предприниматель предлагает эксклюзивный продукт, то потребители могут специально ехать из другого конца города, чтобы его получить, - утверждает Сергей Мясоедов. - Например, чтобы поесть именно в этом ресторане или сделать прическу у конкретного парикмахера. Поэтому, когда предприниматель говорит, что место, где расположен офис, виновато в том, что его бизнес не приносит доход, это не всегда так.

Читаем договор!

Но почему же тогда закрываются заведения в тех самых людных и платежеспособных районах? Оказывается, все дело может быть в договоре аренды. По словам предпринимателя Натальи Ильиной, раньше аренда торговых площадей на рынке, да и в торговых центрах, обходилась в копейки, теперь же ее коллегам приходится несладко от завышенной платы за торговые площади. Сама же Наталья выкупила отдел в благовещенском торговом центре, поэтому за аренду теперь не платит. И этот факт ее очень радует - уж очень много денег забирает эта статья расходов.

Да, может случиться так, что магазин или ресторан находятся в центре города, бизнесмен предлагает, казалось бы, эксклюзивный продукт, но через год или два здание пустеет - предпринимателя попросту не устраивают условия договора аренды и ее цена. Зачастую арендодатель заключает договор на пару лет максимум или каждый год повышает арендную плату, что совсем невыгодно предпринимателям.

- От трех до пяти лет должно пройти, чтобы дело более-менее раскрутить, - поясняет Сергей Мясоедов. - Чтобы пришли постоянные клиенты, появились стабильный доход и прибыль от бизнеса, должно пройти больше времени. Некоторые арендодатели предлагают помещение на пару лет, а предпринимателям нужна долгосрочная аренда.

Вот и получается, что дело только начинает развиваться, а бизнесмена ставят в жесткие рамки: либо плати, либо съезжай. И мелькают вывески одна за другой: в здании то пиццерия, то зоопарк, то салон красоты… А предприниматели кочуют из офиса в офис, из одного торгового центра в другой в поисках места для своего бизнеса, а то и вовсе его прикрывают.

Конечно, помимо проблем с арендой, причиной быстрой смены вывески на здании могут быть и ошибка в бизнес-плане, и появление конкурентов, которые открывают свое заведение неподалеку, и так далее. Поэтому, прежде чем открывать дело, нужно просчитывать все возможные риски, а не надеяться только на проходное место в центре города.

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

На что обратить внимание, начиная свой бизнес

1. Помещение для бизнеса должно располагаться в людных и платежеспособных районах.

2. Договор аренды помещения должен быть заключен на выгодных условиях, в частности, лучше заключить договор на долгий срок.

3. Важно оценить специфику бизнеса и стараться предлагать потребителю эксклюзивные товары или услуги, которые смогут конкурировать при любых факторах.

4. Быть готовым вложиться в рекламу: яркие вывески, организация акций, эксклюзивных предложений, чтобы заманить клиента.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным управления по развитию потребительского рынка и услуг администрации Благовещенска, по итогам 2016 года в городе:

1220 предприятий розничной торговли площадью 351,7 тысячи кв. метров. Из них: 807 - непродовольственные, 307 - продовольственные, 106 - смешанные.

40 торговых центров площадью около 200 тысяч квадратных метров.

1531 «квадрат» на одну тысячу жителей - обеспеченность торговыми площадями.

89 096,8 миллиона рублей - оборот розничной торговли

74 мелких магазина закрылись, 100 новых - открылись

536 объектов общепита зарегистрировано (из них 46,6% специализируются на русской кухне)

На 2748,5 миллиона рублей продали продукции предприятия общепита

1007 объектов бытового обслуживания существует в городе, в них работает более 3500 человек