Экономика

Как Приамурье будет выживать в кризис

Денег на 2010 год из федерального бюджета дадут мало, поэтому местные власти готовятся затягивать пояса

«КП» уже писала, что правительство РФ в связи с кризисом собирается урезать материальную помощь субъектам. Поэтому местные власти уже продумывают, как будут выживать за счет собственных ресурсов. Правительство Приамурья рекомендует муниципалитетам сократить объемы расходов и повысить доходность. Но, кроме рекомендаций, чиновники идут на вполне конкретные шаги. Так, например, уже со следующего года 20% транспортного налога, собранного в городах и районах, будет оставаться в их бюджетах. Как считают в правительстве области, это поможет убить сразу двух зайцев – и дырки в местных бюджетах закроет, и собираемость налогов повысит.

- Чтобы привлекать федеральные деньги в свой бюджет, губернатор Олег Кожемяко дал четкую установку участвовать в как можно большем количестве целевых программ. То есть если из областной казны вкладываем рубль, то еще рубль получаем из федеральной, – рассказал пресс-секретарь правительства Амурской области Антон Ивлев.

Помимо этого, введут новый вид финансовой помощи местным бюджетам – субсидии на ремонт объектов социально-культурной сферы. Другими словами, больницы, школы и театры будут ремонтироваться частично за счет областных денег. В области уже какое-то время действует большая программа по развитию домов культуры, привлечению людей в такие заведения. Деньги будут выдавать не на постройку новых строений, а на ремонт и модернизацию уже существующих.

Ко всему прочему, пересмотрят все планы по уже строящимся зданиям социальной направленности, которые готовы меньше чем на 70%. Их либо «законсервируют», либо разделят финансирование с частными инвесторами.

Не обошли стороной и села – специально для них будет введен специальный «коэффициент деурбанизации», который позволит увеличить объем финансовой помощи. То есть чем меньше реальных возможностей у села для развития, тем больше ему будут помогать.

Очень хотелось бы, чтобы все эти меры, разработанные амурскими чиновниками, дали реальный результат. «Комсомолка» обзвонила несколько районов (ситуация везде разная, но одинаково сложная) и узнала, что по этому поводу думают их руководители.

Тындинский район

- Не особое подспорье даже то, что часть транспортного налога будут оставлять. То есть хорошо, конечно, хоть какие-то деньги, но собрать их крайне сложно. Есть села удаленные, где некоторые имеют по пять автомобилей – для охоты, например. Но как только начинается техосмотр, все движение замирает – машин как будто нет. Постов ГАИ нет, следить за этим некому. И если даже кого и удастся поймать и вручить квитанцию – так ее же даже оплачивать не пойдут, потому что высокие почтовые сборы. Еще одна проблема – не выверенные базы транспортных средств. Часто бывает так, что автомобиль уже десять лет как развалился, а еще числится. Или владелец уехал, а с учета не сняли, - рассказывает начальник отдела анализа и прогнозирования доходов по Тындинскому району Елена Курбанова.

Зейский район

- У нас бюджет пока находится только на стадии формирования, никаких конкретных данных нет. Пока разработана только методика, по которой будем работать, сделали запросы о доходах и расходах, – говорит начальник отдела формирования и исполнения бюджета Зейской администрации Людмила Кравцова.

Белогорск

- Замораживание некоторых объектов строительства – мера очень своевременная, – поддерживает идеи Амурского правительства заместитель мэра Белогорска по экономике Андрей Мусленко. - Очень нам помогут и отчисления от транспортного налога – в Белогорске немало автовладельцев. Кризис, конечно, заметен – снизились поступления в бюджет по НДФЛ за счет роста безработицы, под ударом оказались частные предприниматели – серьезно снизился покупательский спрос, замерла торговля. Вообще же держимся мы нормально. И будущий год переживем.

Селемджинский район

- Все эти меры нам помогут вряд ли, у нас совсем другие проблемы, – говорит Александр Смирнов, заместитель главы Селемджинского района. – Мы – дотационный регион, поступлений в бюджет из местных источников мало, и они снижаются. За год мы, по прогнозам, недополучим налогов на 25 миллионов рублей. Замораживать стройки не будем – их немного. На постройку двух жилых домов и школы – а это все строящиеся объекты в районе – уже выделены федеральные средства. Эти стройки мы закончим. Другое дело – наши изношенные коммунальные сети и разбитые дороги. С одной стороны, какая-то работа ведется, а с другой – денег и времени не хватает. Для того чтобы нормально войти в отопительный сезон, например, нам нужно привести в порядок дорогу до Огоджинского угольного месторождения. Времени до распутицы остается очень мало, а обеспеченность углем у нас пока на 60 процентов.

Благовещенск

- Благовещенск – самодостаточный город, мы даже другим районам области помогаем. Тем не менее в этом году работать над бюджетом, наверное, было сложнее, чем в предыдущие годы. Сказывается финансовый кризис, свою роль играет и тот факт, что часть налогов больше не поступает в городской бюджет, – говорит Сергей Калашников, председатель комиссии по бюджету, налогам и финансам Благовещенской городской думы.

Перечисление части транспортного налога в бюджеты муниципалитетов, по мнению депутатов гордумы, Благовещенску серьезно поможет. В качестве встречной инициативы благовещенские депутаты заменили причитающуюся городу в случае финансовых проблем дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, которую придется ждать сверху, на дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц. Это не значит, что горожане в случае кризиса будут платить больше налогов – просто чуть большая часть налоговых отчислений будет доставаться Благовещенску.