2018-02-21T21:21:35+03:00

Сможет ли сити-менеджер сделать жизнь благовещенцев лучше?

Накануне публичных слушаний по изменениям в Уставе города споры вокруг новой системы управления областным центром разгорелись с новой силой.
Поделиться:
Комментарии: comments3
Изменить размер текста:

Сити-менеджеры появляются все в большем количестве городов России – по последним данным к такой системе пришли уже 28 процентов муниципалитетов. Народ там не жалуется. В Амурской области к такой системе управления пришли Тында и Зея. В Благовещенске же этот процесс сопровождается жаркими спорами. «Комсомолка» собрала видных и активных политических и общественных деятелей Приамурья за «круглым столом», где они обсуждали, нужен ли Благовещенску сити-менеджер и может ли смена структуры управления городом сделать жизнь горожан лучше.

Что такое вообще сити-менеджер?

Сергей Пузиков, консультант по системам управления, юрист:

- У меня стойкие аналогии с корпоративным правом. Очень похоже организовано управление во всех крупных корпорациях. Самые важные решения принимает собрание акционеров. Управляет корпорацией Совет директоров. Возглавляющий его председатель принимает стратегические решения. И есть в корпорации наемный топ-менеджер – генеральный директор. Сити-менеджер и есть тот самый управленец, наемный менеджер, управляющий муниципалитетом. Он предлагает законодательной власти наиболее эффективный бюджет, наиболее эффективные способы решения проблем. Его нанимает городская Дума, но тон в работе городской администрации задает именно сити-менеджер как лидер.

Валентина Швец, и. о. начальника управления внутренней политики правительства Амурской области:

- Существуют два пути. Первый: и представительная, и исполнительная власть выбирается народом. Проходят выборы мэра. Второй: представительная власть избирается народом, исполнительная – формируется властью представительной. И тот, и другой пути возможны и закреплены законодательно. Если внимательно отследить, нет никакого нарушения прав граждан во втором случае, то есть в случае, когда избранная народом городская Дума принимает по конкурсу сити-менеджера. Сохраняется преемственность волеизъявления граждан.

Раиса Черная, глава города Зеи:

- Путь выбора для жителей Благовещенска разный. Но это все равно выбор. Мое мнение – на посту главы городской администрации не нужен случайный человек, нужен специальный управленец. У нас в Зее на должность сити-менеджера было три кандидата. Решение депутаты принимали двумя третями голосов. Назначен был тот человек, за которого ратовали и депутаты, и жители Зеи.

Кто и как будет его контролировать?

Любовь Годованюк, руководитель аппарата Общественной палаты Амурской области:

- В соответствии с федеральным законом в 2004 году был принят закон Амурской области, который устанавливает требования к кандидату на пост главы администрации (сити-менеджера). И все они хорошо прописаны. Кроме российского гражданства, высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» или образования, считающегося равноценным, пятилетнего стажа муниципальной службы (государственной службы) или шестилетнего стажа по основной профессии, требованиям к кандидату на должность сити-менеджера включают также и знание законодательства, и профессиональную компетенцию, и состояние здоровья, и так далее. Кроме того, разрабатываются дополнительные условия контракта, которые он обязан выполнять. Работа главы администрации в данном случае оценивается по объективным показателям. Все это дает возможность общественного контроля за деятельностью сити-менеджера. Эффективная реализация данного варианта возможна при активизации общественных процессов и усилении гражданского контроля.

Валентина Швец:

- Наемный сити-менеджер подотчетен Думе. Депутаты могут своевременно контролировать его деятельность. А вот постоянные выборы не идут на пользу городу. На каждые выборы городской бюджет тратит изрядные деньги – 10,5 миллиона рублей. А активности горожан не видно. Менее трети благовещенцев ходят на выборы. И чем выборы чаще, тем меньше приходит людей. Говорить о легитимности мэра, за которого голосует менее трети горожан, крайне сложно.

Любовь Годованюк:

- По Указу Президента работа как губернатора, так и удовлетворенность населения работой местной власти будет оцениваться по 43 различным параметрам. Истинное отношение жителей к властям будут устанавливать при помощи независимых социологических опросов. Это хороший способ контроля и оценки деятельности властей всех уровней. И с местных властей за неудовлетворительную работу губернатор может и должен будет спрашивать.

Выборный мэр: за и против

Сергей Копотун, представитель инициативной группы «За выборы мэра»:

- Есть в отказе от прямых выборов мэра очень много минусов. Во-первых, народ лишается возможности выхлопа эмоций. Во-вторых, наша инициативная группа собирала подписи и за, и против выборов. 95 процентов горожан, из тех чьи подписи мы собрали, за прямые выборы мэра. В-третьих, о каком местном самоуправлении идет речь, если в конкурсную комиссию входит одна треть от губернатора. Четвертое. Активные люди, не подпадающие под критерии конкурсной комиссии, уже не могут быть избранными главой администрации. Нарушается пассивное избирательное право. Пятое. Через четыре года деятельности главы городской администрации будут «выставлены оценки». Избранному мэру оценки выставляют горожане. И если он не справляется – его не переизбирают. А кто будет оценивать работу сити-менеджера? Губернатор и депутаты. Где гарантия адекватности таких оценок?

Виктор Логачев, председатель комитета по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту Законодательного собрания Амурской области:

- Я бы не стал так просто доверять этим цифрам – 95 процентов горожан против сити-менеджера. Беда в том, что многие просто не понимают, что это такое, каковы плюсы и минусы новой или старой систем. Население сейчас просто не может ничего сказать и оценить. Сити-менеджеры сейчас есть в очень многих городах России. И прекрасно справляются со своей работой. Их становится все больше. Выборный мэр – политизирован, огромные деньги тратятся на предвыборный пиар. Людям в такой ситуации легко ошибиться. В случае с сити-менеджером есть возможность снять его в любой момент. А выборный мэр четыре года остается практически без контроля.

Алексей Сухих, депутат городской Думы от КПРФ:

- И все-таки мне кажется, что сити-менеджер – это переворот с ног на голову. Источником власти у нас, по идее, является народ. Но мы, депутаты, берем на себя ответственность решать за народ, кто и как будет управлять городом. Горожане, когда голосовали за тех депутатов, которые сейчас сидят в Думе, не думали, что они лишат их возможности выбора мэра. Было бы логичнее, если бы Дума дождалась срока действия своих полномочий, или даже самораспустилась, и уже в новом составе принимала такое решение.

Назначение должно проходить прозрачно

Андрей Сапунков, представитель инициативной группы «За выборы мэра»:

- К чему такая спешка с сити-менеджером? Быть может, стоило провести референдум, спросить у горожан их мнение?

Валентина Швец:

- Почему спешка? Все в рамках закона, все по срокам. С референдумом все сложнее. Необходимо, чтобы на него пришли более 50 процентов благовещенских избирателей. Как показывает практика, у нас явка на выборах чуть больше 30 процентов. Никто нам не гарантирует, что те миллионы, которые будут затрачены на проведение референдума, не будут потрачены напрасно. Лучше эти деньги городского бюджета пустить на другие цели.

Сергей Пузиков:

- Как ни цинично это звучит, но, по моему мнению, от нас уже мало что зависит. Правовое поле позволяет, не распуская городскую Думу, до даты назначения выборов мэра изменить Устав города и ввести схему управления с сити-менеджером. Но вопросов и возмущения у горожан было бы куда меньше, если бы назначение сити-менеджера проходило максимально прозрачно, публично и в рамках четких процедур. Чтобы сами жители могли увидеть: регламент проведения конкурса не «подогнан» под какого-то конкретного «имярек» и неуклонно соблюдается на всех этапах.

Виктор Логачев:

- Мне, как законодателю, все равно – будет ли в Благовещенске сити-менеджер или выборный мэр. Закон предусматривает обе эти возможности. И депутаты, и горожане должны думать прежде всего о том, как сделать жизнь в Благовещенске лучше, что будет лучше для простых людей и для города. Ведь горожанам что важно? Хороша ли тротуарная плитка, благоустроены ли дворы? Сити-менеджмент сейчас – это очень убедительно. Такая форма управления может дать очень хорошие результаты. Полагаю, имеет смысл попробовать. В конце концов его всегда можно проверить, жестко проконтролировать.

Важно!

Горожане могут высказаться за или против сити-менеджера

15 июня в Благовещенской Гордуме пройдут публичные слушания по предложенным частью депутатов поправкам в Устав города. Касаются они перехода на систему управления с сити-менеджером. Сегодня последний день заявок на выступления. Желающих высказать свое мнение набралось больше тридцати. Мнения горожан, высказанные в ходе публичных слушаний, будут запротоколированы и учтены комиссией по изменению Устава города.

Кстати

Кто участвовал в дискуссии

Логачев Виктор Иванович, председатель комитета по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту Законодательного Собрания Амурской области.

Швец Валентина Васильевна, и.о. начальника управления внутренней политики Правительства Амурской области.

Годованюк Любовь Радиевна, руководитель аппарата Общественной палаты Амурской области.

Черная Раиса Леонидовна, глава г. Зея.

Пузиков Сергей Алексеевич, консультант по системам управления, юрист.

Сухих Алексей Владимирович, депутат городской думы от «КПРФ».

Копотун Сергей Анатольевич, представитель инициативной группы за выборы мэра.

Сапунков Андрей Анатольевич, представитель инициативной группы за выборы мэра.

Дернейко Виталий Васильевич, исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Амурской области».

Сухов Андрей Васильевич, председатель амурского отделения всероссийской партии «Патриоты России».

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также