В автоподставе могут участвовать и пешеходы. Правда, в Благовещенске в такие крайности мошенники не кидаются.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Кризис вынудил людей искать разные способы заработка. И этот заработок не всегда легален. Вот что нам рассказали читатели и эксперты.
Вдруг резкий свет фар
- Я выезжала со второстепенной дороги на главную, - жалуется благовещенка Наталья. - На главной дороге меня пропустили другие автомобили, а у одной были выключены фары. Когда я приблизилась к этой машине, водитель резко включил ближний свет, ударил по газам. В итоге произошло столкновение.
Наталья рассказала, что повреждение было небольшое, у «пострадавшей» машины отвалился бампер. Участники аварии вызвали сотрудников ДПС, те зафиксировали столкновение. В итоге страховая компания Натальи выплатила хозяину якобы пострадавшей машины страховку в размере примерно 50 - 60 тысяч рублей. Самое интересное, что водитель прикрепил отвалившийся бампер на месте ДТП и, ничуть не расстроившись, в отличие от меня, поехал дальше.
- Это делается ради денег, - считает Наталья. - Я как виновница ДТП восстанавливаю машину за свой счет, а им выплачивается компенсация. Такие люди ищут подходящие лазейки, чтобы виновным в аварии оказался другой водитель, причем подставляются грамотно и в итоге получают деньги.
Цель - страховка
И таких случаев немало. Мошенники подставляют свои автомобили разными способами. Например, подводят другие машины под несоблюдение требуемой дистанции, под нарушение правил обгона или же следование не в соответствующем ряду. Чаще всего это случается на кольцевых развязках, нерегулируемых перекрестках в час пик. При этом мошенники на самом деле бьют свои автомобили, но только аккуратно.
- Абсолютно целая машина попадает в реальное ДТП, - рассказывает индивидуальный предприниматель, руководитель экспертно-правового центра Денис Климин. - Только восстанавливается такой автомобиль в китайской автомастерской, например, за 20 - 30 тысяч, а страховая компания выплачивает пострадавшему 70 - 80 тысяч рублей. В этом-то и разница. Те, кто подставляется под аварии, стремятся к получению выгоды.
При этом специалист отметил, что в автоподставах могут участвовать даже знакомые люди, то есть не всегда мошенники подводят под ДТП случайные автомобили. Другими словами, двое друзей договариваются организовать аварию, проворачивают это дело, фиксируют ДТП и получают деньги от страховой компании.
Не хотят связываться
Иногда в протоколе сотрудников ГИБДД даже ставится пометка «фальсификация». Но никто не вникает в эту пометку. Страховые компании продолжают выплачивать страховку, суды продолжают взыскивать штрафы.
- По закону страховая компания должна уложиться в 20 дней, чтобы провести техническую экспертизу, устранить недостатки, если они имеются, произвести выплаты, - поясняет Денис Климин. - Этот срок нереальный, поскольку только одна техническая экспертиза, чтобы установить, подстава это или нет, будет длиться около двух-трех недель. А человек может подать в суд с иском, что ему не выплачивают страховку, и тогда со страховой компании за это взыщут еще 50% помимо страховой суммы.
По сути, страховщики просто не хотят ввязываться в разбирательства, не хотят тянуть время - им проще выплатить страховку потерпевшей стороне.
- Сейчас лимит ответственности страховщика увеличился со 120 тысяч до 400 тысяч рублей, - рассказывает Денис Юрьевич. - При этом страховые компании теперь рассчитывают ущерб по единой методике, за счет этого суммы выплат выше, чем рыночная стоимость.
Зависят суммы выплаты и от марки автомобиля. Например, запчасти на авторазборе после аварии приобретаются за 40 тысяч рублей, а страховая компания может насчитать по единой методике затраты на 200 тысяч рублей. В итоге мошенники, организуя подставное ДТП, могут получить до 400 тысяч рублей.
При этом в кризис страховой бизнес держится на плаву. Люди страхуют свое имущество, соответственно, страховые компании в плюсе, они активно работают. На этом и играют мошенники - бизнес автоподстав в кризис только расцветает.
Доказать нереально
Если даже подстава налицо, убедить кого-либо в этом невозможно.
- Людей, которые занимаются автоподставами, подвести под статью 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество» нельзя, - говорит Денис Климин. - Доказать, что человек специально подставил свою машину под удар, нереально. Это может произойти, если только он сам сознается в фальсификации. А так факт аварии налицо: водитель в ДТП не виноват, по правилам страховая компания виновника аварии обязана выплатить страховку потерпевшему.
Дабы не попасть в такую ситуацию, специалист советует всем водителям соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными на дороге, соблюдать скоростной режим и по возможности установить в машине авторегистратор. В случае аварии вызывайте сотрудников ДПС, чтобы те зафиксировали ДТП.
Спасти невиновных водителей от подстав могут и камеры видеонаблюдения на улицах города. Например, в Благовещенске такие видеорегистраторы установлены в центре города - на зданиях областного правительства, администрации города, на площади им. Ленина и т. д. Но, для того чтобы доказать, что тебя действительно подставили на дороге, необходимо опять-таки время, которое страховщики не готовы тратить.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Задолжал более десяти тысяч - останешься без прав
Госдума РФ приняла в окончательном чтении закон о временном лишении прав водителей, которые имеют задолженность более 10 тысяч рублей. Данный закон вступит в силу с 15 января 2016 года. Наказывать будут лиц, имеющих долги по алиментам и административным штрафам. По данным Амурской областной службы судебных приставов, у нас в области таких должников 5700 человек. Чуть больше половины из них - около 3 тысяч человек - имеют водительские удостоверения. Подробности о процедуре приставы озвучат на следующей неделе. Но пока известно, что у должников не будут забираться права, а будут приостанавливать их действие. Мера эта не карательная, а понуждающая к скорейшему погашению долга. Другими словами, как только задолжавший государству гражданин оплачивает свой долг, действие прав возобновляется. Поэтому на плотность транспортного потока эта мера никак не повлияет.