Премия Рунета-2020
Крым
+15°
Boom metrics
Наука18 апреля 2017 8:15

Ученые рассчитали, как везти и устанавливать гигантские судоходные арки Крымского моста

Сложнейшую строительную операцию предстоит провести в конце лета [фото, видео]
Фото: Инфоцентр "Крымский мост"

Фото: Инфоцентр "Крымский мост"

Специалисты Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге смоделировали морскую операцию по транспортировке судоходных арок Крымского моста – автомобильной и железнодорожной.

Их сейчас собирают в Керчи, а потом доставят к фарватерным опорам, чтобы установить в проектное положение.

- Судоходные арки Крымского моста собирают на керченской стороне на стапелях. Уже смонтировано больше 7 000 тонн металлоконструкций. Это 70 % от всего объема. Там же сооружают выкаточные пирсы, по которым конструкции спустят к воде и переместят на понтоны. Работы по укрупнению пролетов ведутся в круглосуточном режиме. В них задействовано более 500 человек, - рассказал заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам ООО «СГМ» Леонид Рыженькин.

Фото: Инфоцентр "Крымский мост"

Фото: Инфоцентр "Крымский мост"

- Доставка арочных пролетов к фарватеру – одна из сложнейших операций не только в рамках реализации проекта, но и в практике отечественного мостостроения. Во-первых, арки – самые габаритные конструкции Крымского моста, их вес – почти 6 тысяч тонн железнодорожная и более 4 тысяч тонн - автодорожная, длина каждой – более 200 метров. Во-вторых, небольшие глубины Керченского пролива почти соизмеримы с осадкой понтонов. В-третьих, для Керчь-Еникальского канала характерны нестабильные ветра, - рассказали в инфоцентре «Крымский мост».

На испытаниях специалисты определили, при каких максимальных значениях скорости ветра, течения и волнения моря, а также количестве и схеме расположения буксиров может быть проведена данная операция. Для эксперимента были изготовлены макеты судоходных арок в масштабе 1:60, понтоны, на которых их будут транспортировать, и буксиры.

Фото: Инфоцентр "Крымский мост"

Фото: Инфоцентр "Крымский мост"

- Испытания для определения ветровой нагрузки проводились с учетом всех возможных направлений и скоростей ветра. Для этого модель арки перемещали на 360 градусов с помощью поворотного круга в ландшафтной аэродинамической трубе. В итоге был получен следующий результат. Транспортировать судоходные пролеты Крымского моста максимально безопасно при скорости ветра до 10 метров в секунду. Расположение и количество буксиров может быть разным. Существует как минимум три варианта, например, когда в носовой части находится один буксир-тягач на буксирной браге, а в кормовой – два буксира-тягача. Для железнодорожной арки получились сопротивления и аэродинамические нагрузки больше, поэтому она требует более мощных буксиров, - рассказал об итогах эксперимента Сергей Соловьев, заместитель начальника отделения гидроаэродинамики Крыловского государственного научного центра.

После экспериментальной части ученые приступили к разработке математической модели. Она учитывает все данные - ветровую нагрузку, полученную в ландшафтной аэродинамической трубе, гидродинамические характеристики, полученные в опытном бассейне Крыловского центра, особенности Керченского пролива – и полностью описывает траекторию движения понтонов.

Комплекс, который будет перевозить арки, строят на «Севморзаводе» в Севастополе. Он состоит из четырех понтонов, объединенных в плавучие опоры по типу катамаранов. Они снабжены специальными механизмами, которые обеспечат доставку судоходных пролетов к фарватеру и точное позиционирование при подъеме на высоту 35 метров для установки в проектное положение.

Судоходные арки будут транспортировать к фарватеру по строго заданной траектории.

На керченском берегу сейчас ведутся работы по дноуглублению, чтобы система могла беспрепятственно передвигаться по всему маршруту.

Операция по транспортировке арок к фарватеру намечена на конец августа – начало сентября. Планируется, что она займет от 3 до 5 дней на каждую арку.