Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды6 июля 2017 5:02

Садитесь ржать, пожалуйста!

Наш колумнист Валентина Львова - о том, зачем сейчас понадобилось воскрешать легендарную передачу "Вокруг смеха", и что из этого вышло [видео, опрос "КП"]
Ефим Шифрин - ведущий возрожденной программы "Вокруг смеха"

Ефим Шифрин - ведущий возрожденной программы "Вокруг смеха"

Фото: кадр с видео

О природе смешного можно спорить, сколько угодно: последним аргументом всегда будет фраза «Да у тебя чувства юмора нет». Далее следует перебранка: «Ах, у меня чувства юмора нет? – Да! – А у тебя нет вкуса», и разругавшиеся противники расползаются по углам без чувства глубокого удовлетворения.

Поэтому возрождение программы «Вокруг смеха» на Первом канале с точки зрения юмора и его качества обсуждать нелепо. Есть зал, есть сцена, со сцены как бы шутят. В зале воодушевленно смеются. И как-то глупо отлавливать у телестудии молодого человека, который так радостно хохотал в первом ряду, и спрашивать:

- Скажите пожалуйста, а чем вас так повеселила фраза «Я колобок, я колобок, местами синий бок»? Вы мне объясните, в чем причина вашей реакции?

- Ну, это, - замялся бы человек. – Там в чем шутка – артиста побила жена за измену, а он играет колобка. Это очень смешно.

- Правда? Прямо вот настолько смешно? Ну а слова «Это не колобок, это кобелек, я на него лучшие годы истратила, от запоя прокапывала»? Они вас чем зацепили?

- Дык жена это его, разборки семейные на сцене ведет, а сказка для детей, а она…

- И «пельмень не долепленный» – это смешно?

- Да, - начинает злиться ответчик. - И если у вас нет чувства юмора, то как вам объяснить?

И ведь, действительно, никак не объяснишь, поэтому вопрос поставлю иначе и уже не этому воображаемому парню из массовки, которого держали на съемках часами и требовали по хлопку специально обученных надзирателей изображать радость. Вопрос простой: зачем понадобилось название «Вокруг смеха»?

Преемственности никакой не наблюдается, если не считать Ефима Шифрина, переставшего звонить Люсе и ставшего ведущим передачи. Набор скетчей про пьянство, супружеские измены, низкие зарплаты, тещ можно было бы назвать, как угодно – хоть «Окрошкой», раз пельмени уже заняты уральской командой, или «Панорамой смеха», в пику «Смехопанораме». Однако понадобилось почему-то играть в воскрешение старой передачи, передачи с определенной репутацией.

Я, как старожил, помню еще «Вокруг смеха» с Александром Ивановым. Помню, как элегантно он приподнимал бровь при чтении своих пародий на современные стихи (подумать только, стихи!). До сих пор помню строчки некоторых, например, про «площадь круга». Помню, как все дружно придумывали подпись под забавными фотографиями. Как читали монологи Жванецкого и как читал сам Жванецкий. Семен Альтов, Михаил Мишин… Первые появления «Лицедеев» Полунина на экране с «асисяем». И лишь процентов пять каждой передачи – сценки вроде той, что «Люся» у Шифрина. Основным сокровищем был не столько зрелищный, сколько литературный юмор: рассказы, которые потом можно было бы напечатать в сборниках авторов и с удовольствием перечитывать. Часто эти рассказы выходили в «Литературной газете», на последней полосе. Рубрика такая была: «Двенадцать стульев», в 1967 году еще ее создали, полвека назад. И пусть я застала только краешек этой истории юмора в СССР, мне крайне неприятно, когда под достойной обложкой под названием «Вокруг смеха» вдруг оказываются каляки-маляки в стиле «Здравствуй, Бим! – Здравствуй, Бом».

Можно говорить, что время теперь другое. А тогда вообще цензура свирепствовала. Но как-то получалось у людей что-то сказать? Получалось. Это как с Татьяной Лиозновой: получилось у нее снять черно-белое кино про Штирлица. Не ее вина, что кто-то очень современный воспринял фильм, как книжку-раскраску.