Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество13 июля 2017 18:20

История перевала Дятлова: Почему на обложке уголовного дела стоит дата 6 февраля

Нашим корреспондентам не дает покоя загадочная история перевала Дятлова [инфографика]
Поисковики ищут пропавших туристов в районе расположения палатки.

Поисковики ищут пропавших туристов в районе расположения палатки.

Напомним. Зимой 1959 года на севере Свердловской области пропали девять туристов, отправившиеся в поход под руководством выпускника Уральского политехнического института Игоря Дятлова. Следствие установило, что среди ночи они по неясным причинам разрезали палатку и убежали в лес без верхней одежды и обуви. Шестеро умерли от переохлаждения, а у троих обнаружили смертельные травмы. Причины трагедии так и не были выяснены, а расследование тщательно засекретили.

Тем, кто старательно скрыл обстоятельства гибели туристов, можно бесконечно аплодировать. Это ж надо так закопать истину, что история перевала Дятлова стала самой обсуждаемой трагедией ХХ века. В поисках причины смерти ребят приходится буквально под лупой изучать все имеющиеся документы.

И вот перед нами вымпел - лист бумаги, на котором изложен план действий для нахождения группы. Его написал 25 февраля 1959 года один из руководителей поисков полковник Ортюков.

Речь идет о том, что в район Северного Урала заброшена еще одна спасательная группа. И «кроме того ведется планомерная авиасъемка всей местности аварийного маршрута».

Слово «планомерная» подсказывает, что съемка велась не из-за пропавших туристов, а вероятнее всего для геологических разработок. Не секрет, что в те годы на Северном и Приполярном Урале специалисты искали урановые месторождения.

Поиски группы велись с помощью вертолетов и самолетов.

Поиски группы велись с помощью вертолетов и самолетов.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЖУРНАЛИСТА ЯРОВОГО

В 1959 году работы проводила геологическая экспедиция Новосибирского геофизического треста под руководством Большакова. Известно, что съемка проводилась с борта самолетов ЛИ-2 Новосибирского 6-го авиаотряда. ЛИ-2 - это особый тип самолета. В то время они были только в 3-ем московском и 6-ом новосибирском авиаотрядах.

О том, что ЛИ-2 принимал участие в поисках пропавших дятловцев, известно от журналиста Юрия Ярового. В феврале 1959 года ему случилось стать свидетелем расследования гибели туристов, и по мотивам произошедшего он написал позже художественную книгу «Высшей категории трудности». В целом канва произведения сильно отличается от реальной истории, но Яровой постарался сохранить детали тех непростых поисков. Возможно, он хотел хотя бы частично донести до читателей правду.

Вот цитата из книги Ярового: «Сегодня в поисках участвовал весь авиаотряд. Все самолеты, включая прибывший сегодня ЛИ-2, барражировали над Главным хребтом согласно полетным заданиям. Результатов пока нет».

Схема аэрофотосъемки в районе перевала Дятлова

Схема аэрофотосъемки в районе перевала Дятлова

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

ЛЕТЧИКИ МОГЛИ ВИДЕТЬ ТРУПЫ

Мы отыскали одного из ветеранов Новосибирской геоэкспедиции геолога Владимира Поводатора.

- Все работы делились на два этапа - камеральный и полевой, - рассказывает Владимир Исакович. - Первый этап - проектирование, во время которого мы трудились в Новосибирске, составляя карты, графики съемок и так далее. Второй этап - непосредственная съемка местности. В начале 1959 года как раз шел первый этап работ и экспедиция находилась в Сибири, а позднее в составе партии Большакова я работал в Ивделе.

К сожалению, Владимир Исакович не смог дать нам точной информации по работе летчиков 6-го авиаотряда. Со слов геолога известно, что аэросъемка местности велась только летом. Но очевидно, что зимой авиаторы могли проводить полеты, раз в вымпеле полковника Ортюкова от 25 февраля 59-го года есть информация о планомерной съемке.

- Как по-вашему, могли летчики что-то знать о трагедии на перевале? - спросили мы Поводатора.

- Самолеты ЛИ-2 летали галсами через 200-250 метров. То есть съемка велась не сплошной чередой, а выборочно. Но высота полета была 120 метров.

- Значит, если бы в районе перевала, где случилась трагедия, потерпела бы крушение некая условная ракета, то в экспедиции бы об этом знали?

- Конечно. Но мы об этой истории тогда даже и не слышали толком. Вернее, нам говорили, что там погибли туристы, но никаких подробностей не было. Еще местные постоянно твердили: «Вы туда, за Урал не ходите, плохо будет. На эти вот Уральские горы, туда не ходите».

- А почему плохо будет, они не говорили?

- Они боялись почему-то. И вот говорили: «Вы туда не ходите, иначе хуже будет, и живые не вернетесь».

- Любопытно. А из каких аэропортов летали самолеты, задействованные в аэрофотосъемке?

- Ивдель, Ухта, Воркута, Саранпауль, Печора.

- Есть такое свидетельство, что первыми палатку дятловцев на перевале заметили именно летчики. Что вы об этом думаете?

- Они вполне могли что-то увидеть с такой высоты. Я этого не исключаю.

Тот самый вымпел, в котором говорится о съемке с воздуха.

Тот самый вымпел, в котором говорится о съемке с воздуха.

ОТ АВТОРОВ

Почему мы вдруг зацепились за эту «планомерную съемку»? Нам, и не только нам, не дает покоя дата возбуждения уголовного дела, указанная на обложке: 6 февраля 1959 года. Однако же по официальным данным постановление о возбуждении уголовного дела принято 26 февраля. Иные исследователи считают, что правильной датой является именно 6 февраля. Что с этого дня следствие началось и вышло на такой факт трагедии, который было решено скрыть, и завести другое дело – от 26 февраля, которое, как известно, закончилось тем, что причиной гибели туристов была названа непреодолимая стихийная сила. Однако, полагают исследователи, начальную дату дела забыли поменять на обложке папки.

Другие исследователи считают, что этому не следует предавать значения – просто кто-то ошибочно поставил неправильную дату. Но если верно утверждение, что первыми палатку дятловцев с воздуха заметили летчики, то они могли ее обнаружить, скажем, 4-5 февраля и доложить об этом руководству. А первые следователи уже 6 февраля могли появиться у палатки и в тот же день завести дело. Но это пока только лишь смутные предположения.

В связи с этим, мы просим откликнуться всех, кто знает какую-либо информацию о штурманах - Цицорине В.Ф., Лаврухине Б., Зотове В.И., Визере Г.И. Также мы просим отозваться тех сотрудников аэропортов Ивделя, Ухты, Воркуты, Печоры, Саранпауля, кто знает что-нибудь о местных вылетах самолетов в начале 1959 года.

Пишите: vars@kp.ru, konata@kp.ru. Или звоните: (495) 637-64-97 (добавочный 2291).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

История перевала Дятлова: Почему Семен Золотарев не боялся выговоров и увольнений

Наши корреспонденты попытались найти ответ на этот вопрос, разбираясь в истории перевала Дятлова и биографии самого старшего участника рокового похода

Многие читатели упрекают нас в том, что мы слишком пристально изучаем личность Семена Золотарева. Так и пишут в комментариях на нашем сайте: «Зачем это нужно? Оставьте человека в покое». Попытаемся объяснить, почему они не правы. Личность Золотарева не менее загадочна, чем в целом и трагичная история перевала Дятлова. Мы уже не раз писали о странностях его биографии: и военной, и послевоенной. Например, непонятно, каким образом он оказался после окончания вуза в Пятигорске, если на самом деле был распределен в Гродно. (подробности)