Премия Рунета-2020
Красноярск
+15°
Boom metrics
Общество7 августа 2017 7:52

Помогает маме печь хлеб и пасти скот: как живет девочка, которая 8 километров прошла зимой по тайге

Уголовное дело матери Элеоноры Салчак все еще не передано в суд
До летней стоянки Салчаков от Кызыла триста километров по трассе, а потом еще 3 часа на лошади по горным тропам Фото: Ольги Россовой

До летней стоянки Салчаков от Кызыла триста километров по трассе, а потом еще 3 часа на лошади по горным тропам Фото: Ольги Россовой

4-летняя Саглана Салчак из Тувы, робко улыбаясь, жмется к маме, Элеоноре: девочке непривычно видеть так много людей сразу.

На летней стоянке Салчаков обычно только родные Сагланы. А тут – целая делегация: омбудсмен, работники соцслужбы и районной администрации, - приехали навестить семью ставшей знаменитой девочки, передать подарки. Саглана не говорит по-русски, но некоторых гостей помнит еще с зимы: познакомились после того, как она 6 февраля шесть часов шла по 34-градусному морозу в тайге, чтобы позвать на помощь людей.

Напомним, на чабанской стоянке, где девочка проводила зиму, случилась беда: бабушка умерла. Из взрослых – только слепой дед. Вот и пришлось девчушке шесть часов идти, увязая в снегу, до ближайшей заимки. Саглана буквально чудом дошла до людей: не замерзла в снегу, на нее не напали волки. После того, как про эту историю заговорили, на маму Сагланы завели уголовное дело за оставление ребенка в опасности. Решение Следственного комитета Тувы поняли не все. Знакомые с кочевым скотоводством люди говорят: у Элеоноры Салчак не так много возможностей заработать, и прокормить детей. Только выпас скота, да продажа мяса и шкур.

Элеонора, мама девочки, сама печет хлеб, а Саглана - первая помощница Фото: Ольги Россовой

Элеонора, мама девочки, сама печет хлеб, а Саглана - первая помощница Фото: Ольги Россовой

- Привет, Саглана, мы тебе и брату с сестрой подарки привезли, - улыбается детский омбудсмен Тувы Ольга Россова. – Тут карандаши, альбомы, фломастеры, пластилин. Держи, не стесняйся.

Маме гости тоже привезли полный пакет снеди: крупы, макароны, консервы – то, что подольше можно хранить. Ведь отсюда до ближайшего магазина в селе Кунгуртуг 3 часа езды на лошади по узким горным тропам. Вокруг ни души, только величественные Саяны да глухая тайга.

- Элеонора старается закупить продуктов как минимум на несколько недель,- рассказывает «Комсомольской правде» - Красноярск Ольга Россова. – Связи здесь нет, в село не наездишься, да и работы у них много.

Живут кочевники просто, но уютно: крепкая брусовая избушка с белеными стенами, четыре кровати. Крепко срубленная деревянная мебель, стол и стулья, накрыты простой клеенкой. На стенах полки с запасами еды. Хлеб Элеонора печет вручную. Тесто заводит из муки, воды, соли и дрожжей, вымешивает, а потом – на улицу в каменную печь. Саглана маме помогает и скот пасти, и хлеб печь.

- Аромат просто потрясающий и сам хлеб вкусный, теплый душистый, - делится впечатлениями омбудсмен. – На природе, наверное, вообще все вкуснее. Саглана с семьей счастлива здесь.

Хлеб Салчаки пекут на улице, в каменной печи Фото: Ольги Россовой

Хлеб Салчаки пекут на улице, в каменной печи Фото: Ольги Россовой

- А что же с уголовным делом?

- Сложно сказать. Насколько мы знаем, уголовное дело в отношении Элеоноры находится в прокуратуре Тувы. Будет ли суд и когда – неизвестно пока. Знаю только, что после нашего приезда на стоянку к Элеоноре снова наведывались следователи…

ДОСЛОВНО

Начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Тыва Ренат Амиров:

- Данное дело сейчас находится на проверке в прокуратуре республики. Мы проверяем обоснованность предъявленных Элеоноре Салчак обвинений. Когда дело будет передано в суд – не могу сказать.