Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество10 сентября 2017 12:15

Глава реабилитационного центра для наркоманов: "Меня просят родители – свяжите нашего хоть ненадолго, чтобы не убежал"

Наш обозреватель продолжает изучать ситуацию с разгромом центров для наркозависимых под Нижним Новгородом
Александр Колесников со своей дочкой Дашей

Александр Колесников со своей дочкой Дашей

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

История с лечением наркоманов в Нижегородской области становится все загадочнее. Напомню, летом силовики закрыли два восстановительных центра в деревнях Ройка и Дуденево. По версии следствия, там незаконно удерживали наркоманов без их согласия.

ВЫЛЕЧИМ БЕСПЛАТНО!

Но в то же время в Нижнем Новгороде рябит в глазах от объявлений о бесплатной помощи наркозависимым. И эту помощь предлагает некий негосударственный благотворительный фонд «Новая эра». А всякая бесплатная услуга в нашей непростой стране выглядит, скажем так, пугающе. В объявлениях от «Новой эры» множество телефонов, по которым специально обученные люди успокаивали меня, что бесплатная помощь это не мышеловка, что моего московского брата наркомана (я придумал этакую легенду) вылечат за деньги меценатов. А вот что это за щедрые меценаты, не говорят.

В Нижнем в глазах рябит от предложений по лечсению наркоманов

В Нижнем в глазах рябит от предложений по лечсению наркоманов

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Но брат не хочет добровольно лечиться, - сетовал я.

- Не проблема, - отвечал человек, - наши специалисты уговорят.

- А если он убежит?

- Поместим его под надзор нашего человека.

- А надзиратель тоже бесплатно?

- Бесплатно, бесплатно!

Удалось выяснить, что в Нижнем Новгороде у «Новой эры» есть несколько квартир и домов, где и содержат наркозависимых. В четырехкомнатных квартирах живут по 6 наркоманов. Мужчины и женщины вместе. В домах до 12 человек. Условия и питание, если верить на слово, санаторные. Минимальный срок реабилитации месяц, но можно и больше. Чтобы люди не заскучали, их привлекают к разным работам. Это называется трудотерапия.

По всему городу объявления от Новой эры

По всему городу объявления от Новой эры

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Когда я звонил в другой раз и уже представлялся журналистом, желающим поглядеть на эти санатории для наркоманов и сделать фонду бесплатную рекламу, диалога не получалось. Человек на телефоне связывался с начальством, а начальство уходило от разговоров.

Тогда я поехал в офис «Новой эры» по указанному на сайте адресу: улица Артемовская 29. Пред моим изумленным взором предстала избушка развалюха, из которой на мои стуки никто не вышел.

Соседи по улице указали на другой, стоящий неподалеку, большой и приличный дом без номера, за плотным забором. Пояснили, что там с наркоманами занимаются. Постоянно туда на машинах кого-то привозят или отвозят. На каких-то работах, наверное, их используют?

КАКИЕ НАРКОМАНЫ?!

Подойдя к дому, попросил охранника за забором доложить начальству, что я из «Комсомольской правды» с открытым сердцем и благими намерениями сделать бесплатную рекламу о лечении наркоманов. Тот пошел. Скоро из окна верхнего этажа высунулся громила, очень похожий на скандально известного кикбоксера Рыжего Тарзана Дацика.

В центре Путь преодоления

В центре Путь преодоления

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Тебе чо надо?! – грубо так прокричал громила.

Я вежливо повторил суть моего визита.

- Ты чо прикалываешься что ли?! Какие на ... наркоманы?! Я тут живу! – ну и еще там ряд нерадушных слов.

Да, подумалось мне, если нанять такого для надзора за наркоманами - точно не убегут.

Другая голова высунулась из окна и сказала, что наркоманов надо искать на Артемовской номер 5.

Стало ясно мне - в этом центре что-то не очень чисто.

ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ

На Артемовской номер 5 хозяин центра Александр Колесников оказался куда приветливей. Даже не спросил документов. В его огромном доме живут 14 реабилитантов. Но к «Новой эре» Александр отношения не имеет. Центр Колесникова называется «Путь преодоления». Почему ребята из «Новой эры» меня, скажем так, не приняли и перенаправили к нему, Александр не знает. В городе множество всяких подобных центров, и у каждого свой устав.

Комната отдыха. Путь преодоления

Комната отдыха. Путь преодоления

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Вы не боитесь, что силовики вас прикроют, как это недавно случилось здесь с подобными центрами для наркоманов? Да еще и уголовное дело заведут, - спрашиваю.

- Не боюсь. У меня все чисто. Ко мне участковый то и дело приходит, все контролирует.

- А почему же другие центры прикрыли?

- Не знаю. Пишут якобы там насильно людей удерживали. А я никого не удерживаю. Вон, все двери открыты. Меня порой просят родители – свяжите нашего хоть ненадолго, чтобы не убежал. Но я не иду на это. Да и, считаю, насильно нельзя человека привести к трезвости.

- Сколько стоит у вас реабилитация?

- Нисколько. Бесплатно, то есть.

- Опять бесплатно?! А кто спонсирует вас?

- Никто. Сами на еду зарабатываем. Кому огород вскопаем, дрова попилим.

- Слушайте, если я так напишу, никто не поверит. Вскопать огород – копейки стоит. А вы кормите 14 человек. К тому же у вас семья. А аренда такого огромного дома?

- Ну не поверят, пусть придут и сами проверят. Дом арендуем мы безвозмездно. Я и жена работаем. Я балконами занимаюсь.

Тут вышла беременная жена Александра, приветливо поздоровалась.

- Вы живете в этом же доме вместе с наркозависимыми?

- Ну да. У нас небольшая комната. Можете посмотреть.

Библейская картина

Библейская картина

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Александр, а на кой вам все это надо?

- Я родился в 1983 году в деревне под Кемерово. Работал на железной дороге. С юности был, как бы сказать, борцом за правду. Наркоманов ненавидел. Не понимал, как это так, что люди сознательно губят себя и не в силах отказаться от этой дряни? Да не может такого быть, чтобы наркотик сломал человека! Однажды решил попробовать, что же это за штука такая? Вколол себе ханку (наркотик из сока мака, - прим. автора) и потом не мог остановиться 15 лет. Родные и близкие от меня отказались. Ютился по грязным подвалам. Деньги добывал разным враньем. Я потерял всё, кроме стыда своего деревенского. Вот этот стыд и привел меня в центр «Путь преодоления». Мне предложили отправиться сюда в Нижегородский филиал. Уже 5 лет трезвый. Решил, что мое призвание помогать таким же, каким был я.

- Ну и как вы им помогаете?

- Просто живем по христианской морали. Не пьем, не курим, матом не ругаемся, стараемся уважать друг друга. Тут главное переместить человека из его пьяной, грязной среды в иную, трезвую и чистую, среду. Оторвать его от тех друзей в кавычках. Объяснить, что ты человек, и мы тебя любим.

- Вы православный?

- Я никакой конфессии не придерживаюсь. Просто в Бога верую.

Комната, семьи Колесниковых

Комната, семьи Колесниковых

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Если вы насильно никого не удерживаете, многие уходят от вас, не пройдя курс?

- Многие. У нас почти нет наркоманов, больше все алкоголики. Сейчас наркотики ведь куда более тяжелые – это соли. Человек сразу с них деградирует, и с ним невозможно разговаривать. Он ничего не смыслит. Тяжело бредит. Вот у алкоголиков бывает белая горячка. У наркоманов то же, но более ярко выражено. Такие добровольно не остаются.

- Наркоманов стало больше?

- Да. Обратите внимание просто в городе - то тут, то там молодой человек что-то ищет под столбом или под деревом. Он ищет наркотические закладки. С поставщиками связывается по интернету, перечисляет деньги. Ему сообщают, что в таком-то месте под березой в смятой пачке сигарет наркотик.

А ЕСЛИ ЖЕНА НАПИШЕТ?

Вот чего я не могу постичь в изучении наркотической темы - почему государство не лечит наркоманов принудительно? Всем абсолютно ясно, что наркоманы больны психически, тяжело больны. К тому же очень опасны для окружающих. Их лечение требует изоляции. Я уж не раз подымал этот вопрос и получал примерно такие возражения: а как доказать, что человек наркоман и нуждается в изоляции? Или наоборот: если примут закон о принудительном лечении, то ваша жена, Варсегов, коли захочет от вас избавиться, просто напишет заявление, что вы наркоман, и вас ни за что закроют!

Чушь это, господа. При нынешней технике легче легкого доказать - действительно человек зависимый или нет. Если жена меня снимет на телефон в момент наркотического припадка, это и будет для любого суда явственным доказательством. А если нету видео-доказательства, то и не о чем говорить.

К сожалению же, у нас серьезные вопросы решаются только на пресс-конференциях раз в году. И я бы попросил коллег журналистов затронуть и эту тему на встрече с главой страны.