2017-09-13T04:19:01+03:00

Стройка века: станет ли пустырь в центре Благовещенска «Золотой милей»

Мы спросили у экспертов и обычных горожан: есть ли будущее у амбициозного проекта по реконструкции набережной Амура и нужно ли было все это начинать?
Поделиться:
Комментарии: comments11
Уже несколько лет стоит недостроенным участок набережной, на который, как говорят, не хватило денег из-за кризиса в стране и банкротства основного подрядчика. Фото: благовещенск.рфУже несколько лет стоит недостроенным участок набережной, на который, как говорят, не хватило денег из-за кризиса в стране и банкротства основного подрядчика. Фото: благовещенск.рф
Изменить размер текста:

Груды строительного мусора, песка, развороченный пустырь в самом, пожалуй, престижном районе Благовещенска. И посреди всего этого безобразия - одинокий и всеми заброшенный памятник отцу-основателю Николаю Муравьеву-Амурскому…

Уже несколько лет стоит недостроенным участок набережной, на который, как говорят, не хватило денег из-за кризиса в стране и банкротства основного подрядчика - компании «Буреягэсстрой». Только в этом году в городской казне нашлось немного лишних денег - часть пустыря обещают к концу сентября облагородить, здесь появится большая детская площадка. Но сам по себе амбициозный проект «Золотая миля» - все эти канатные дороги, культурные центры и прочие чудеса, похоже, так и останется только на картинках.

Стоило ли затевать?

- Наша красивая набережная - это и противопаводковое сооружение, и архитектурный объект. И ее-то нам удалось достроить, - говорит заместитель министра природных ресурсов Амурской области Василий Офицеров. - Набережную мы обязаны были сделать, иначе бы город испытывал большое негативное воздействие от реки Амур. Новая набережная в 2013 году сдержала воду Амура и не позволила ей войти в город - выполнила свою задачу. Подтопление шло со стороны Зеи. А что касается воспоминаний о том, как тут было раньше… Вы посмотрите, какой набережная была до реконструкции! Есть ли желание ностальгировать по рушившимся ступеням и заросшим берегам?! Согласно требованиям к капитальному строительству, любое строительство на насыпной территории возможно, и не надо бояться, что что-то там провалится или зальется. На сегодняшний день стопроцентного решения, что будет на «Золотой миле», нет, но одной из составляющих участка будет, видимо, все-таки канатная дорога с прилегающей инфраструктурой.

- На мой взгляд, проект «Золотой мили» изначально слишком велик был для нашего города, и мы сейчас имеем то, что имеем. Надо бы думать, что с этой насыпной территорией делать. Наводнение 2013 года показало, что, скорее всего, речь о глобальном строительстве, тем более жилищном, идти не будет, - считает почетный работник гидрометслужбы России Светлана Казачинская. - Озвучу не свое мнение, а известного архитектора Людмилы Анатольевны Чаюн, с которым, собственно, согласна. Она предлагала организовать здесь парковую зону с элементами архитектуры старого Благовещенска: невысокая застройка, точки общепита, но в стиле нашего купеческого города начала ХХ века. Некая «резервация времени», похожая на то, что демонстрируется во время праздничных «Гуляний на Большой».

Что делать теперь?

- Развалить и все вернуть назад - это не вариант сейчас, - уверен заместитель секретаря Общественной палаты Амурской области, руководитель Общественного совета по развитию гражданского общества, гражданскому просвещению и противодействию коррупции Валерий Паршинков. - Начали делать - нужно довести строительство до конца. Однако опыт 2013 года показал, что большее внимание при возведении гидротехнических сооружений сейчас нужно сосредоточить на районе села Верхнеблаговещенского. При большой воде Шадринская коса будет сглаживать напор для центральной части города, но бутылочное горлышко-то существует, и подтопление может идти выше по течению. Там берег ниже, и набережную необходимо продлить в тот район. Вопрос надо ставить не о «Золотой миле», а о том, чтобы набережную довести до ума с малыми затратами.

Но если уж речь зашла о продолжении проекта, то, конечно, нужно делать его привлекательным для туристов: у нас пока предложить гостям города-то и нечего. Прошлись люди по центру города, по музею, на место основания города - и, собственно, все, побежали по магазинам. Я бы видел «Золотую милю» естественным продолжением зоны развлечений у ОКЦ. Но канатная дорога в этом районе - это транспортный коллапс в центре города. В исторической части Благовещенска и так машины ставить негде, а тут еще и наплыв туристов. А если канатная дорога с выходом в Хэйхэ, то сразу возникают вопросы с таможней, пограничным контролем. Лучше бы перенести «канатку» в район Верхнеблаговещенского, где и место есть, и транспортные развязки, и берега Амура на одном уровне.

Поддержу тех, кто считает, что на «Золотой миле» не должно быть громоздких сооружений, и уж тем более жилья. Надо у жителей города спросить, что бы они хотели видеть на новых 40 гектарах.

Возмножно, когда-нибудь набережная в Благовещенске будет выглядеть приблизительно так.

Возмножно, когда-нибудь набережная в Благовещенске будет выглядеть приблизительно так.

- К сожалению, точными цифрами, сколько было вложено денег, сколько еще потребуется на реализацию проекта «Золотая миля», я не располагаю по той просто причине, что нас, депутатов профильного комитета, не ставят в известность, что там происходит, - возмущена председатель комитета по вопросам предпринимательства и туризма Заксобрания Амурской области Ольга Петайчук. - То есть данные определенной давности есть, но как сейчас обстоят дела - снова вопрос. Увы, в режиме реального времени министерство с нами не работает. Мы просто прорываемся на заседания, например, к руководителю Федерального агентства по туризму РФ. Это к вопросу о взаимодействии. В феврале по нашему требованию губернатор согласился создать комиссию по общественному контролю использования средств федерального бюджета. Но дальше согласия дело не пошло. Я не знаю, существует ли эта комиссия, в которой я вроде как председатель. Вопросы остаются и в том, кто отвечает за «Золотую милю»: минтуризма кивает на агентство по инвестициям, минэкономики отмалчивается, идейного зачинщика - Игоря Горевого - нет… Вопрос, похоже, надо задавать губернатору…

А лично мое мнение по поводу проекта, особенно когда он начинался: я в ужасе! Дома, ипподромы! По моим ощущениям, это Нью-Васюки - город-сад и центр цивилизации. Вот прямо-таки полетим в космос прямо из Благовещенска! На мой личный взгляд, «Золотая миля» - деньги в песок. Или намывание золота из песка. Город не готов к такому масштабному проекту. И, как показала практика, мое ощущение тогда оказалось правильным. Прошел не один год, а мы имеем только пустыри… Чтобы поехал турист к нам в Благовещенск, нужно не одну «Золотую милю» построить и ждать, а всю отрасль развивать. У нас поехать в Приамурье некуда - о чем мы говорим, о какой «Золотой миле» как привлекательном туристском объекте?! Давайте жить по средствам: у нас денег хватит на парк, на детскую площадку там, а не на бизнес-центр и жилье.

А был ли вред от берегоукрепления?

- Если вы помните, то все лето при нормальном течении Амура на месте нынешней насыпи стояла сухая коса - Шадринская. Она практически не влияла на течение реки. Там росли кустарники, скапливался мусор, и каждое лето десятки КамАЗов мусора вывозились с нее, - вспоминает Василий Офицеров. - В границах этой Шадринской косы и произошел подъем участка, что отчетливо видно на аэрофотоснимках. Никакого влияния на русло Амура насыпная территория не оказывает. Мое мнение основано на том, что ни в 2007 году, когда проект строительства набережной проходил экспертизу, ни в 2011 году, когда специалисты «Ленгипроречтранса» проводили специальное исследование, критического влияния на изменение уровня воды из-за сужения русла выявлено не было.

- Амур - река протяженностью 2824 км, а протяженность набережной - около 4 км. Каким образом на природные прибрежные комплексы такого масштаба окажут влияние четыре километра чуть спрямленного русла, я не совсем понимаю, - говорит эксперт Амурского отделения Общероссийского народного фронта Юрий Гафаров. - Пятью километрами ниже по течению Амур сливается с Зеей, которая элементарно воды несет больше, чем Амур, и нивелирует любое влияние. Если бы сооружения были хотя бы не в черте города, можно было бы говорить, что изменятся природные прибрежные комплексы, но здесь-то город! Береговая линия этих сорока гектаров территории практически повторила Шадринскую косу - ту, которую природа сама выделила для коренного русла Амура. О чем тут спорить?!

- Несколько дней в начале сентября уровень воды в Амуре был очень высоким. И это тоже последствия берегоукрепления. Когда подъем воды идет одновременно и в Зее, и в Амуре, Амур поднимается еще и за счет того, что Зея не дает ему сбрасывать воду. Мы сузили русло, плюс подпор со стороны Зеи - эти моменты нельзя скидывать со счетов. И лет десять еще мы не увидим, к чему реально приведет сочетание названных факторов, - говорит заместитель координатора Амурского регионального отделения ЛДПР, депутат Благовещенской городской думы Андрей Кузьмин. - Однако отыграть назад принятое несколько лет назад решение уже не получится. Нужно моделировать возможное развитие ситуаций в новых условиях. А то, что сейчас творится на насыпной территории, нужно закрывать, доводить до ума, а не превращать в помойку. Найти бы федеральные деньги, свои - да и закончить!

Для горожан надо обустраивать территорию, и чтобы делали это свои специалисты для своих же граждан, а не заезжие, как тут говорилось. Обрывками и наездами вопросы Благовещенска не решаются - поживи, окунись сначала. Тут комплекс решений нужен. А то посмотришь: в городе две реки, а ни одного официального пляжа, зон отдыха у воды тоже нет толком. Вот бы что сделать! У китайцев с их стороны и выходы к воде, и пляж, хотя стройка еще не завершена. Надо думать в этом ключе.

Опрос «КП»: Что нужно сделать с насыпной территорией «Золотой мили»?

Опрос «КП»: Что нужно сделать с насыпной территорией «Золотой мили»?

Особое мнение

«Золотой миле» - быть!

Экс вице-мэр Благовещенска, руководитель предприятия Виктор Черемисин:

- Я считаю, что независимо от количества денег «Золотая миля» должна быть. По одной простой причине: Благовещенск - не просто российский город, и даже не просто областной центр. Благовещенск - это ворота в Россию, это лицо огромной страны, на которое смотрит Китай! Благовещенск - это презентация России для заграницы, если хотите. А это обязывает к тому, чтобы туристы видели его не таким, каким видят сегодня, переходя таможню.

Другое дело, что уже не один год идут дебаты, что же построить на этой намывной территории, а чего строить не следует. Варианты у всех разные, но должна быть одна концепция, даже если она будет ошибочной, то все равно правильно делать цельный концептуальный проект. А мы мечемся из крайности в крайность. Одни за проект псевдодеревянного города - старого Благовещенска, другие - за футуристический центр на 450 тысяч квадратных метров. Как всегда, здоровая идея должна быть посередине. На мой же взгляд, это должен быть деловой центр.

Еще в 2002-м мы вышли на набережную Амура с Владимиром Николаевичем Сушковым, руководителем пассажирского порта «Амурассо», и мечтали, каким современным можно сделать это место. Набережная должна была по прямой от «Амурассо» выйти до пограничного катера (пер. Св. Иннокентия). Мы на этом участке видели современные жилые дома и элитные офисные здания, формирующие лицо города. Прямо там планировалось провести коммуникации в тоннелях и отсыпать неликвидным камнем. Увы, наша идея осталась идеей. Но потом ее подхватили архитекторы - и она трансформировалась в то, что имеем на сегодняшний день. Это что касается проекта береговой линии, то есть набережной. А то, что будет построено дальше, - это уже второй момент, второй уровень проблем, достаточно непростой. Потому что та небольшая площадь, которая прирезана за счет Амура, не очень-то дает возможность архитекторам развернуться. Задача - сделать проект цельным и завершенным до логического конца.

Сейчас задача областного правительства и администрации Благовещенска - найти единое решение. И даже если, как я уже говорил, это решение будет не очень правильным, самое главное, чтобы это все уже, наконец, случилось. Я согласен с тем, что крайне сложная дилемма: что же построить на оставшихся площадях? Парковую зону вроде не очень хочется, хотя и можно. Неплохая мысль построить собор, особенно если учесть визуальное соседство с Китаем. Но пусть этим занимаются специалисты.

Сегодня, конечно, не очень хорошая ситуация в связи с банкротством «Буреягэсстроя», поэтому приостановилась реконструкция набережной и город в самом центре, в районе площади Ленина, выглядит не очень хорошо. И пока приостановлено финансирование из-за банкротства застройщика, а процедура эта достаточно длительная, ни мэрия, ни правительство не станут объявлять конкурс на нового застройщика. Период застоя объективно будет немаленьким. И здесь правильнее каким-то образом использовать набережную, так как это достояние всего города. Я, как человек, занимающийся общественной спортивной деятельностью, уверен, что это место можно использовать под спортивные соревнования, авто- и мотокроссы. Пусть центр города будет активным!

Только цифры

70 гектаров - общая площадь созданной намывной территории, в том числе 42,5 гектара под размещение объектов «Золотой мили»

9,868 млрд рублей - плановая стоимость проекта берегоукрепления на всей его протяженности, включая «Золотую милю»

В 2014 году прекращено федеральное финансирование, в 2016 году работы на объекте приостановлены

82 процента - общая техническая готовность объекта

2 895,9 млн рублей - сумма, необходимая для завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию

ОФИЦИАЛЬНО

Сергей Дмитриенко, министр ВЭСПТ Амурской области ответил на вопросы, поставленные в публикации:

1. Насколько необходим был такой амбициозный проект Благовещенску? Не достаточно ли было просто проекта по берегоукреплению и возведению новой набережной? Без создания намывных территорий, которые сейчас пустуют.

- Проект по берегоукреплению, конечно, вызывает много споров, но городу необходимо было провести восстановление набережной как прогулочной зоны, привести ее в современный вид. С этой задачей проект справился (пока частично) - в летний период на набережной людей, пожалуй, больше чем в парках, для многих стало традицией прогуляться вечером именно по набережной.

Нужно ли было намывать территорию или нет? Тоже сложно ответить однозначно, но давайте вспомним, в каком виде был берег Амура еще лет десять назад - заросший деревьями берег, кучи мусора (которые весной вывозили КамАЗами). Намывная территория - после ее благоустройства должна украсить наш город, стать ее визитной карточкой.

2. Есть ли сроки продолжения и окончания строительства «Золотой мили» и что на ней в итоге будет?

Проект разбит на несколько этапов. Сегодня ведутся работы по завершению очередного этапа - благоустройство набережной от пер. святителя Иннокентия до ул. Пионерской.

В процессе проектирования - строительство канатной дороги в районе ОКЦ. Надеемся, что в 2018 году начнется ее строительство.

Решение об использовании других участков будет зависеть в большей степени от возможности подведения коммунальных ресурсов (тепла и воды) на данные участки.

Концепция застройки намывной территории пока остается прежней, но строки реализации ее переносятся.

 
Читайте также