Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество24 сентября 2017 22:00

Как в Лужниках нашли мамонта и дерево для скрипок Страдивари

9 сентября, в День города, Владимир Путин открыл стадион «Лужники», на котором прошла глобальная реконструкция к чемпионату мира по футболу-2018
Оригинальный фасад «Лужников» во время недавней реконструкции к чемпионату мира по футболу-2018 лишь обновили. Козырек крыши, достроенный в 90-е годы, укрепили. А вот вся начинка арены совсем новая. Фото: stroi.mos.ru

Оригинальный фасад «Лужников» во время недавней реконструкции к чемпионату мира по футболу-2018 лишь обновили. Козырек крыши, достроенный в 90-е годы, укрепили. А вот вся начинка арены совсем новая. Фото: stroi.mos.ru

Обозреватель «КП», принимавший участие в строительстве стадиона еще в 50-е годы и тренировавшийся на нем много лет, не только вспомнил старые времена, но и вновь вышел на беговую дорожку.

Когда-то… давным-давно, в первые годы после войны, мы, мальчишки с Серпуховки, бегали сюда купаться - под этот правый, высокий берег Москвы-реки. Вернее, не столько бегали, сколько нелегально ездили на задней площадке трамвая. Трамвай ходил только до конца Большой Калужской, где нынче стоит памятник Гагарину, а дальше Москва кончалась в этом направлении, и мы строчили пешочком вот до этого самого места, где теперь обустроена смотровая площадка. Но мы-то ее, конечно, много раньше открыли. И всегда задерживались на краю высокого берега - дух захватывало от красоты…

Лужники лежали внизу. Вот они - казалось, только прыгни, раскинь руки - и вмиг долетишь… Была там деревня - множество почерневших от времени изб, сложенных из толстенных бревен.

В самом конце сороковых годов дошел до нас слух, будто деревню сносят, что-то там станут строить, а покуда сносили, то откопали в земле… кости мамонта!

И ведь правда - нашли. Только уже увезли, когда мы явились. Остался один почти черный позвонок, однако целый - размером с хорошую кастрюлю.

А потом, много лет спустя, я вернулся в старые Лужники, когда уже работал в газете. Пришел один человек - Борис Янковский, заведующий отделом акустики Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов, известный, я уже знал, тем, что делал копии скрипок Страдивари. От Янковского я узнал, где он берет дерево для своих скрипок, по оценкам экспертов, бесподобно звучавших. В Лужниках! Ходил в свое время меж брошенных домов, выискивая двухсотлетние бревна. Распиливал их и привозил в акустическую лабораторию.

Чуть позже пошла другая история. 1956 год, июль. Мы только что поступили, стали студентами Московского инженерно-строительного института. Вот-вот, в начале августа, в только что отстроенных «Лужниках» должна была открыться Спартакиада народов СССР. Нам, будущим строителям, доходчиво объяснили, что доверяют честь достраивать стадион. Это нас окрылило.

Приехали мы своим ходом на стадион, встретились возле подсобки, вышел прораб и вручил по небольшому холщовому мешочку с болтами, гайками и коротенькой железкой с отверстием на конце в виде гайки. Короче, поручили прикручивать рейки сидений на западной трибуне, в аккурат под правительственной ложей. Трудились до самого вечера, но выделенный фронт работ освоили - привертели болты и гайки.

Этот стадион стал частью моей жизни . На этой необыкновенной красной беговой дорожке, тартаном тогда еще и не пахло, мне приходилось выступать множество раз, и всегда, выходя из-под трибуны на свет, которым была наполнена чаша стадиона, я ощущал себя гладиатором…

Потом - Олимпийские игры 1980-го, чемпионат мира по легкой атлетике в 2013 году, когда радовал всех нас несравненный Усэйн Болт, как радовал прежде, побеждая на этой дорожке Владимир Куц, Валерий Брумель, да и многие другие наши герои-атлеты, - вот в этой гигантской чаше, распахнутой навстречу солнцу.

Многие десятилетия минули - весь мир изменился вокруг, а эта чаша памяти стоит незыблемо и совсем не стареет. И все это время я прихожу сюда, на свою любимую дорожку, на которой когда-то побеждал и проигрывал и которая по-своему учила жизни меня. Надену форму, любимые старые шиповки, ускорюсь - и как-то легче дышать становится…

Фото: Личный архив Леонида Репина

Фото: Личный архив Леонида Репина

Забег сквозь годы

Эти два снимка (вверху) разделяют ровно 60 лет. Но сделаны они в одном месте - в «Лужниках», и человек на них один - обозреватель «КП» Леонид Репин.

В юношеском спорте он тренировался и выступал за ЦСКА, показывал на стометровке в 18 лет результат 11,0 сек. (по гаревой дорожке!) и был чемпионом Москвы и рекордсменом Советского Союза в эстафетах 4х400 и 4х200 метров. Можно отметить, что последнее достижение следует отнести к разряду вечных, поскольку рекорд в этой эстафете продержался более четверти века, а потом этот вид легкой атлетики вообще упразднили. А в справочниках рекорд остался. Так что Усэйн Болт отдыхает на пенсии.

Ну, а второй снимок сделан неделю назад, в уже обновленных и готовых к ЧМ-2018 «Лужниках».Открыли обновленный стадион в год 80-летия нашего обозревателя! Вот это подарок!