Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-7°
Boom metrics
Общество6 октября 2017 14:40

Фотограф советских знаменитостей: Высоцкий попросил снять его, когда еще не был знаменит, а Пугачева сделала мне короткую стрижку

В Екатеринбурге открывается первая выставка работ легендарного кинооператора и фотографа Генриетты Перьян
Генриетта Перьян с Юрием Никулиным на съемках фильма «Они сражались за Родину». Фото: Генриетта Перьян

Генриетта Перьян с Юрием Никулиным на съемках фильма «Они сражались за Родину». Фото: Генриетта Перьян

В субботу, 7 октября в Екатеринбурге открывается выставка «Записки. Из фото-книжки». На ней впервые покажут редкие фотографии советских знаменитостей, сделанные Генриеттой Перьян. Многие снимки нигде не печатались ранее и позволяют по-новому взглянуть на многих советских актеров и артистов эстрады. Незадолго до открытия мы встретились с их автором.

«МНОГИЕ ФОТОГРАФИИ ПРОПАЛИ»

– Вы пришли на интервью с фотоаппаратом, вы всегда носите его с собой?

– Нет. Он же тяжелый. Но раз уж я приехала в Екатеринбург, то надо ходить с фотоаппаратом, снимать. И потом, я не фотограф, а кинооператор. Я 45 лет проработала на нашем местном телевидении в Волгограде. До поступления во ВГИК трудилась там два года, чтобы стаж наработать, потому что без него не брали, и потом вернулась и работала всю жизнь.

С Аркадием Райкиным на Волге в 1985 году. Фото: Генриетта Перьян

С Аркадием Райкиным на Волге в 1985 году. Фото: Генриетта Перьян

– Но у вас очень много фотографий со знаменитыми советскими людьми, а также кадров со съемочной площадки.

– Да. Но чаще я все же с кинокамерой ходила. А на фотоаппарат снимала, когда хотела что-нибудь показать друзьями или родным. А вообще, фотография все-таки это дрянная профессия. Во ВГИК когда поступаешь на кинооператорский факультет, то сначала ты присылаешь свои фотографии. Это такой предварительный конкурс. И если у тебя совсем никудышные работы, то тебя на экзамен даже не вызовут. А потом еще два года тебя учат фотографии – композиции, обработке пленки, оптике. Теперь я уже просто не могу без этого. В 2005 году я вышла на пенсию и сразу купила себе фотоаппарат, потому что без съемки уже невозможно мне обходиться.

– Сколько всего снимков насчитывает ваш фотоархив?

– Я даже не считала, но точно больше 20 тысяч. Проблема лишь в том, что многие фотографии я потеряла. Это сейчас легко – все снимки хранятся на флэшке. А раньше приходилось хранить негативы. Коробки с ними лежали у меня в частном доме. Потом я этот дом продала. Оформила все документы, передала ключи новым хозяевам, а коробки со снимками решила попозже вывезти, так как их много очень было. Но новые хозяева… Им неинтересны были фотографии мои, и они их просто выбросили. Так исчезли многие хорошие кадры. Но я утешаюсь тем, что, порой, разбирая пленки, обнаруживаю удивительные кадры, о которых позабыла.

С Георгием Жуковым в 1967 году. Фото: Генриетта Перьян

С Георгием Жуковым в 1967 году. Фото: Генриетта Перьян

– Какие, например?

– На выставке будет один такой снимок – с молодым Владимиром Высоцким. Я сделала его весной 1962 года. Он тогда еще не был знаменит, и я даже не знала кто это. Было дело так: у моих друзей на студии Горького брали интервью для какого-то польского журнала. И они, зная, что я хорошо фотографирую, попросили меня сделать несколько кадров с ними для этого журнала. Я их сняла, и в этот момент из студии вышли три молодых человека. Все актеры. И особенно в глаза бросался один из них, потому что у него были крашенные волосы под блондина. Это и был Высоцкий. Во времена черно-белого кино актерам часто красили волосы в белый цвет, чтобы они в кадре хорошо смотрелись. Он увидел фотоаппарат в моих руках и сказал: «Снимите нас, мы тоже когда-нибудь станем знамениты». Мне было не жалко. Я их щелкнула и забыла. А нашла потом этот снимок лишь после смерти Высоцкого. Его тогда в журнале напечатали.

С Юрием Гагариным на ХV съезде ВЛКСМ, 1966 год. Фото: Генриетта Перьян

С Юрием Гагариным на ХV съезде ВЛКСМ, 1966 год. Фото: Генриетта Перьян

«К ГАГАРИНУ НЕ ПОДПУСКАЛИ»

– А насколько сложной тогда была съемочная аппаратура?

– Чтобы сделать хороший кадр приходилось попотеть. Взять, например, мою совместную фотографию с космонавтом Юрием Гагариным. Она была сделана в 1966 году. Я тогда поехала на ХV съезд ВЛКСМ. И был у меня с собой фотоаппарат Зенит с таким объективом, что снимать на него можно было только на улице. Там было много космонавтов. Они спокойно ходили по фойе, так как были делегатами, каждый от своей области. А Юрий Гагарин сидел в президиуме, и он не выходил в фойе. Его уводили через другую дверь. Не подберешься к нему. Но мне повезло. Подошел ко мне летчик Геннадий Солоницын, сказал: «Хочешь Гагарина снять?». Я говорю: «Конечно!». Мы вышли на улицу. Там пять тысяч народу. Все курят, так как в здании вентиляции никакой толком не было. Я беру знакомых ребят и Солоницын ведет нас за угол, где из здания выходит Гагарин. Я сфотографировала ребят рядом с ним, а потом Гагарин и меня позвал сняться с ним. В помещении сделать бы этого не удалось.

Генриетта Перьян в 1970 году. Фото: Генриетта Перьян

Генриетта Перьян в 1970 году. Фото: Генриетта Перьян

«ПУГАЧЕВОЙ НУЖЕН БЫЛ ПОМОЩНИК»

– А с Аллой Пугачевой вы действительно близко общались?

– Не то чтобы близко, просто так сложились обстоятельства, что я ей однажды помогла, а она мне потом стрижку сделала. Впервые я с нею встретилась в 1978 году. Она приехала выступать к нам в Волгоград и меня отправили с камерой снять, как она идет по вокзалу. И когда она вышла из вагона, уставшая после поездки, ее администратор сразу закричал: «Не снимайте!». А у меня характер такой… Я ему ответила: «Отойди, а то сейчас дам камерой, и ты ляжешь». Алла Борисовна тогда говорит: «Просят же не снимать!». Я ей: «Нет, не просят, а орут». Тогда она просто по-человечески попросила меня об этом, и я убрала камеру. И она пригласила меня вечером на концерт. Но я пришла не с пустыми руками, а с проявленной пленкой, чтобы завоевать ее доверие. Ранее она отказалась записывать передачу у нас на телеканале и меня отправили к ней на «переговоры». Я ей пленку отдала, потом еще и фотографию ее, напечатанную на хорошей бумаге, подарила. Ей это понравилась, и она согласилась записать у нас передачу. Более того, у нас работали хорошие звукорежиссеры, поэтому Алла Борисовна на нашем телеканале еще и фонограмму для пары своих песен записала бесплатно. И была очень рада этому.

На выставке в Ельцин Центре будут представлены фотографии, которые ранее нигде не публиковались. Фото: Генриетта Перьян

На выставке в Ельцин Центре будут представлены фотографии, которые ранее нигде не публиковались. Фото: Генриетта Перьян

– А постригла-то она вас когда?

– Это случилось через год, когда она снова приехала к нам, чтобы допеть свои концерты. Ей тогда нужна была женщина-помощник, которую бы она знала. И меня попросили на денек побыть с ней. Ей же не выйти самой из гримерки. И телефона тогда не было. Я взяла отгул, мы сидели в гримерке, разговаривали. Я обычно с короткими волосами ходила, а тут вдруг за зиму они отросли. И Алла Борисовна мне говорит: «Это не твой стиль. Надо подстричься». Я говорю, что некогда, и тогда она отвечает, что подстригла бы меня, будь у нее ножницы. Ну, я сходила в соседнюю парикмахерскую, одолжила их у знакомой, пообещав достать ей билет на концерт. Пугачева, увидев ножницы, сказала: «Ну, садись, если не боишься». А чего бояться? Отрастут. И она сделала мне короткую стрижку.

Выставка «Записки. Из фото-книжки» откроется 7 октября в 18.00 в Ельцин Центре (ул. Бориса Ельцина, д. 3). Вход свободный. Работать она будет до 5 ноября.