Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Наука23 октября 2017 16:30

Ученые: ревность полезна

Ревнуя друг друга, супруги, оказывается, укрепляют семью
Ревность - чувство болезненное, побуждает на активные действия.

Ревность - чувство болезненное, побуждает на активные действия.

В мозг ревнивцев заглянули американские ученые из Университета Калифорнии (University of California). Объектами исследования, однако, стали отнюдь не люди, а небольшие обезьянки - медные прыгуны (Callicebus cupreus), обитающие в Южной Америке. В научной лаборатории они оказались из-за своей удивительной особенности сохранять моногамные отношения. Это когда один самец выбирает в спутницы жизни какую-нибудь одну самку. Мало того, что медные прыгуны именно так и поступают, они еще и ревнуют своих «жен» и «мужей», если замечают, что теми интересуются посторонние прыгуны. Ревнивцы размахивают хвостами, выгибают спины, причмокивают — словом, как могут, выражают свое недовольство. Этим и воспользовались экспериментаторы.

Ученые помещали «мужа» в одну клетку, «жену» - в другую, но рядом — так, чтобы «муж» ее видел. И подсаживали к ней других - свободных от брачных уз — самцов, которые начинали с самкой, мягко говоря, заигрывать. Бывало, что испытуемая не сильно противилась.

У «мужа», наблюдавшего за безобразиями, творящимися в соседней клетке, естественно, вскипала ревность. Что вызывало повышенную активность сразу в нескольких областях его мозга, а именно в левой передней и задней поясной коре и в правой латеральной перегородке.

Через испытания прошли 8 разных «мужей» - реакция всех была одинаковой. Не нравилось им, когда их «жен» обхаживали другие самцы. Области мозга, формировавшие «муки ревности» у медных прыгунов, имеются и у людей. Наша поясная кора участвует в межличностном общении и с повышенной активностью откликается на социальное отторжение, создавая иной раз даже болезненные ощущения. Процессы в нашей перегородке помогают устанавливать психологические контакты и получать от них удовольствие.

Ученые истолковали полученные результаты в статье под названием Imaging, Behavior and Endocrine Analysis of “Jealousy” in a Monogamous Primate, опубликованной в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Вот самая суть: «мужу» нравится его «жена», от общения с которой он получает удовольствие. Об этом сигнализирует латеральная перегородка. При этом «муж» видит, что может лишиться этого удовольствия в результате настойчивости чужих самцов. Вдруг уведут его «жену»? Тут включается поясная кора, возбуждая ревность. Усиливают ее гормоны — у ревнивцев были зафиксированы повышенные уровни полового гормона тестостерона и кортизола - гормона стресса.

Медные прыгуны от ревности просто шалеют.

Медные прыгуны от ревности просто шалеют.

У людей — существ более интеллектуально развитых, чем обезьянки, процесс зарождения и развития ревности усложняется дополнительными переживаниями и раздумьями. Мужьям даже не обязательно наблюдать, как к их женам кто-то проявляет нездоровый интерес — можно просто представлять себе это в уме. Но принципиально животная и человеческая ревность похожи.

В своей естественной среде медные прыгуны, возревновавшие «жен», принимают меры физического воздействия — оплеухами возвращают легкомысленных «жен» в лоно моногамной семьи, а их потенциальных «любовников», наоборот, изгоняют в меру своих сил. Помогает. Семьи медных прыгунов одни из самых крепких в животном мире. Может быть, людям стоит брать с них пример? Ревновать обязательно. Без рукоприкладства, конечно. По крайне мере не будет разводов по причине супружеской неверности.

А В ЭТО ВРЕМЯ

От приматов людям досталось не только верность, но и распутство

Никто толком не знает, что появилось раньше. То ли ревность способствовала формированию моногамных семей, то ли наоборот — моногамные семьи породили средство для их поддержания. То есть, ревность, назначение которой - предотвращать распутство.

Казалось бы, в крепкой и дружной семье — одни плюсы. Но эволюция почему-то не сделала однозначный выбор в ее пользу. В животном мире моногамия соседствует с полигамией, а «супружеская верность» - с «изменами». Как и в человеческом обществе. Значит, это для чего-то нужно?

Медные прыгуны хранят верность. А вот самки шимпанзе сознательно ведут беспорядочную половую жизнь. Дитер Лукас (Dieter Lukas) из Кембриджа (University of Cambridge) и Элис Хучард (Elise Huchard) из Университета Монпелье (University of Montpellier in France), изучив повадки приматов, поняли для чего самкам это нужно. Отнюдь не ради сексуального удовольствия. А для того, чтобы запутать самцов.

Мало кто знает, но самцы шимпанзе грешат ужасными поступками. Они убивают чужих детенышей, сохраняя собственных, чтобы тем самым обеспечить более эффективное распространение своего генетического материала. Инфантицид - так называют подобное поведение.

Мнение исследователей: самки шимпанзе вступают в интимные контакты со множеством самцов, чтобы его — инфантицид — предотвратить. «Живут» с одним, беременеют от другого. Сожитель принимает нагуленных детенышей за своих родных. И не трогает их. Спасая таким образом приплод, самки увеличивали популяцию и способствовали ее генетическому разнообразию.

Скорее всего, «хитростью шимпанзе» пользовались и обезьяноподобные предки современных женщин, которых те наградили стремлением к распутству.

Некоторые дамы уподобляются не благочистивым медным прыгунам, а блудливым шимпанзе.

Некоторые дамы уподобляются не благочистивым медным прыгунам, а блудливым шимпанзе.

Самцы уже давно подобрели - детенышей не убивают. А вот некоторые представительницы прекрасного пола интимные привычки сохранили. И продолжают запутывать самцов. Хотя потомство при этом приносят не каждый раз. А то и вовсе не приносят.

Некоторые ученые находят дополнительный смысл в распутстве — по крайней мере в том, которое самки проявляли на заре эволюции. Оно и самцам пошло на пользу. Сексуальная жизнь представителей сильного пола стала активнее и разнообразнее. В результате они стали вырабатывать больше спермы. А это повлекло за собой увеличение яичек, да и близлежащих органов. Так что нынешними размерами современные мужчины обязаны далеким предкам современных женщин.