Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество26 октября 2017 9:20

Смерти на уроках физкультуры - закономерность

«Комсомолка» продолжает разбираться, как сохранить здоровье детей в школе
Есть один фактор, на который никто не хочет обратить внимания. Это общая перегрузка детей

Есть один фактор, на который никто не хочет обратить внимания. Это общая перегрузка детей

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Великая тайна

Статистика, как говорилось в одном известном фильме, знает все. Мы знаем, сколько в школе работает мужчин и женщин, сколько пенсионеров и молодых педагогов. Знаем, какова средняя наполняемость классов и продолжительность выполнения домашних заданий.

Но мы не знаем сколько опасных происшествий случается на уроках и переменах! Мы не знаем точно, сколько детей погибает на уроках физкультуры и после них. Сколько травм получают «на трудах», и сколько выбитых зубов дает ускорение на перемене, заканчивающееся встречей с подоконником. Мы не знаем, сколько детей с ограниченными возможностями здоровья ходят в обычные школы и сколько нуждаются в учебе в коррекционных кассах. Скольким нужна помощь логопедов.

Это «незнание» выяснилось после того, как министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева назвала цифру - 211 погибших за прошлый год - а ее стали опровергать, не приводя, впрочем, другой информации.

У нас около 15 миллионов учеников и больше миллиона учителей. Можно предположить, что и несчастных случаев должно быть немало. Но какие? Какие из них можно было бы предотвратить? И как нужно изменить системы детского здравоохранения и образования, чтобы дети росли здоровыми и успешными? Об этом недавно мы говорили в эфире Радио «КП».

Еще один травмоопасный урок - "труд". Но здесь, как правило, случается меньше ЧП, так как есть четкие правила техники безопасности.

Еще один травмоопасный урок - "труд". Но здесь, как правило, случается меньше ЧП, так как есть четкие правила техники безопасности.

Пора по базам

Одна из главных проблем – плохо работает связка школа-детская поликлиника. В поликлинике проводят диспансеризацию учеников. Но школа подробности о состоянии здоровья своих детей не знает (см. мнение юриста). Учителя тоже не приучены к тому, чтобы, случись что с ребенком, сообщать об этом в поликлинику педиатру. (Не дело же это педагога!) А медсестры и врачи в некоторых школах и детсадах недавно исчезли как класс.

В каждой школе есть электронный журнал и электронный дневник. Это называется «автоматизация системы образования». Но есть свои электронные базы в системе Минздрава, куда заносят истории болезней детей. Эти базы друг с другом никак не сообщаются. Нет общей информационной системы, которая бы позволяла и врачам посмотреть, сколько ребенок прогуливал, а классному руководителю узнать об особенностях здоровья ученика. Школьному психологу тоже не помешало бы знать некоторые факты, которые записывают медики.

Во многих школах уроки труда заменили на уроки информатики

Во многих школах уроки труда заменили на уроки информатики

Говорим про новую цифровую эпоху. Миллионы вкладываем в то, чтобы родители и учителя общались в интернете. А элементарно сопровождать ребенка с проблемами здоровья не получается. Хотя обычно вся информация есть. Только лежит она на полке, до которой специалистам не дотянуться.

ЗВОНОК ОТ СЛУШАТЕЛЯ

Это все кампанейщина!

Алексей, Самарская область:

- У меня жена работает в школе. Года три назад была кампания – распорядились, чтобы школы боролись с педофилией. Учителя расписывались в документе о том, что к ребенку нельзя даже пальцем дотрагиваться. Брали справки из милиции о том, что не были судимы. В конце прошлого учебного года свалилась новая кампания – учитель должен уметь спасать детей, оказывать первую помощь учащемуся. Потому что учитель несет ответственность за здоровье ребенка. Пришла врач из мединститута, с каждого учителя собрали по 450 рублей за ее лекцию. Она час рассказывала про правила помощи пострадавшим. На этом все закончилось.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЮРИСТА

Когда родители отправляют детей в школу, мало кто задумывается, что нужно их проинструктировать как себя правильно вести на "опасных" уроках.

Когда родители отправляют детей в школу, мало кто задумывается, что нужно их проинструктировать как себя правильно вести на "опасных" уроках.

Сергей Фёклин, юрисконсульт столичной школы №1286, преподаватель Московского городского педагогического университета:

Врачебную тайну еще никто не отменил

Вопрос "КП":

- Сергей Иванович, можно создать единую детскую базу, куда будет занесена абсолютно вся информация про каждого ребенка?

С. Феклин:

- Можно создать все, что угодно, если законодательство вам это позволит. Но сейчас действуют два федеральных закона. Один – о защите персональных данных, второй – об основах охраны здоровья граждан. В них есть понятия «персональные данные» и «врачебная тайна».

- То есть учителям информация о здоровье ребенка доступна быть не может?

- Нет, если иное не будет предусмотрено в законодательных документах.

- То есть вариант только один. Родители берут в поликлинике справку, несут ее в школу и говорят – наш ребенок не очень здоров, пожалейте его.

- Да, именно так.

- И других вариантов нет?

- В Москве организовано взаимодействие между департаментом образования и департаментом соцзащиты. Информацию о детях с ограниченными возможностями здоровья школы получают автоматически, без запроса дополнительных документов.

- А такое решение закон не нарушает?

- Нет, информация по статусу детей с ОВЗ доступна школам. А вот для получения данных, относящихся к врачебной тайне, нужно все-таки вносить изменения в законодательство . В статье 13 323 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» есть исключения, при которых ряд организаций, должностных лиц получают доступ к сведениям, относящимся к понятию врачебная тайна.

- Классных руководителей, завучей, физруков, школьных медсестер среди них нет?

- Нет. Законом предусмотрено, что в целях расследования несчастного случая с обучающимся во время пребывания его в образовательной организации доступ имеют право получить органы власти и должностные лица. Но это тогда, когда трагедия уже произошла.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

У нас сколько здоровых детей в школе - 2% или 12%?

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО:

- Безусловно, педагог должен знать о состоянии здоровья детей. Учитель физкультуры обязан планировать урок в соответствии с группами здоровья, к которым у него относятся дети. Есть основная, подготовительная и специальная медицинская группы (а вообще по классификации у нас пять групп здоровья, которые выделяют для несовершеннолетних). Он не имеет права давать детям из разных групп одинаковую нагрузку.

У учителя физкультуры - сложная и интересная программа. Она дифференцируется в зависимости от состояния здоровья детей. Все эти годы у нас в институте был сектор физического воспитания. Программы для школы, за исключением последних вариантов, разрабатывались методистами и преподавателями физической культуры месте с врачами по спортивной медицине, специалистами по возрастной физиологии, специалистами по физиологии мышечной деятельности.

Нынешние смерти на уроках физкультуры – это не случайность, а закономерность. Это как раз следствие того, что с ними работает безграмотный педагог. И у школы нет данных о состоянии здоровья детей.

Дети перегружены в школе - и это еще один фактор риска

Дети перегружены в школе - и это еще один фактор риска

Есть еще один фактор, на который никто не хочет обратить внимания. Это общая перегрузка детей. На ее фоне, при гиподинамии (дети у нас практически живут без двигательной активности) даже незначительная физическая нагрузка может вызвать тяжелую реакцию организма. У нас в лучшем случае 20% детей занимаются спортом.

Да и вообще нет точной картины. Вот же парадокс. Мы от медиков постоянно получаем противоречивые данные. То у нас одно ведомство сообщает, что школу заканчивают только 2% здоровых детей. А недавно Роспотребнадзор объявил, что 12% выпускников здоровы.

Школы должны заботиться о здоровье детей. Но всегда ли уроки физкультуры организованы правильно? Двигательная активность должна проявляться и на других уроках.

Школы должны заботиться о здоровье детей. Но всегда ли уроки физкультуры организованы правильно? Двигательная активность должна проявляться и на других уроках.

- Вы говорили, что и нормы ГТО, которые сейчас предлагают детям сдать, не соответствуют нагрузкам для подростков…

- Нормы ГТО должны быть разработаны на основе данных о физической подготовленности людей. Для этого должно быть популяционное исследование. А его последние двадцать лет не проводили.

- То есть взяли нормы ГТО 80-х годов прошлого века и ввели снова?

- Может быть, их кто-то модифицировал, но мне не известно, кто.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В прошлом году на уроках физкультуры погибли 211 школьников

Только за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли более 200 детей. По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, это связано с отсутствием в школе медицинской информации об учащихся.

- Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок, - считает Ольга Юрьевна (подробности)