Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Спорт3 ноября 2017 22:00

«Я свои медали поменял на постель с тобой»

Уланов - Роднина: история романа, которого не было
Секс-символ 1970-х свою главную медаль выиграл на Олимпиаде в Саппоро в паре легендарной Ириной Родниной

Секс-символ 1970-х свою главную медаль выиграл на Олимпиаде в Саппоро в паре легендарной Ириной Родниной

Фото: фотохроника ТАСС.

Прославленному фигуристу Алексею Уланову 4 ноября исполняется 70 лет. Секс-символ 1970-х свою главную медаль выиграл на Олимпиаде в Саппоро в паре легендарной Ириной Родниной. Народная молва приписывала им бурный роман. Оба публично открещивались от отношений, но даже маршал Гречко обещал им с Родниной трехкомнатную квартиру, если они поженятся. А после «золотых» Игр-72 вся страна обсуждала, как Уланов бросил Роднину и женился на другой фигуристке.

А сейчас так получилось, что книга Ирины Родниной «Слеза чемпионки» - самое подробное свидетельство карьеры Алексея Уланова и их отношений. Это очень честная и очень злая книга. А Уланов в ней - самая неприглаженная фигура. Так что, когда вы будете читать эти отрывки из автобиографии Родниной, делайте скидку на то, кто писал эти строки.

Пара Уланов-Роднина сложилась в 1966 году. В парном катании в ту эпоху правили Белоусова-Протопопов, и новая пара поначалу не выглядела теми, кто бесцеремонно сбросит прославенных звезд с пьедестала. Тем более, что начиналось все со скандала.

Пара Уланов-Роднина сложилась в 1966 году

Пара Уланов-Роднина сложилась в 1966 году

Фото: фотохроника ТАСС.

Ирина Роднина: 1966 год, знакомство с родителями

...Весной шестьдесят шестого года я стала призером чемпионата Советского Союза и кандидатом в мастера спорта. Именно в это время Саша Тихомиров и предложил попробовать покататься с ним в паре, тем более что Жуку, конечно, было не до меня. Мы с мамой пришли к нему отпрашиваться, но он попросил нас подождать и начал бурно мне искать партнера. Вероятно, глаз он на меня положил, просто руки не доходили. Я для него была еще слишком молода, во втором, в третьем эшелоне. Через две недели он предложил мне попробовать встать в пару с Улановым, хотя мне безумно хотелось кататься с Александром Тихомировым. Сама не знаю почему. Наверное, он мне внешне больше нравился. Я думаю, что для Леши это предложение оказалось очень тяжелым, потому что партнершей его была родная сестра Лена. Но Лена выросла, стала выше и тяжелее и явно его тормозила. Папа Уланова поддерживал решение Жука, а мама была категорически против.

Папа у Леши — высокий, стройный офицер. И сын очень на отца похож. А Лена получилась такая кругленькая, но ей очень нравилось кататься, хотя это явно не ее дело. В семье Улановых начался ужасный разлад. Но мы с Лешей уже несколько дней вместе тренировались, а я понятия об этом не имела. Вдруг на каток влетает женщина восточного типа, совершенно разъяренная. Как выяснилось, у Лелика мама родом из Баку. Помню огненные темные глаза, которые буквально сверкали. Она вдоль борта бегала и что-то кричала. Мне Стас велел: иди в раздевалку, тренировка закончилась. У нас тогда была общая раздевалка. Девочки переодевались в туалетной комнате, точнее, перед ней, где умывальники, а мальчики в душевой. Я пошла в раздевалку. Не успела коньки снять, как эта дама, как оказалось Лешина мама, влетела за мной.

Поначалу все выглядело идеально. Ирине – 16 лет, Алексею – 19, и на правах старшего он вел эту пару. И не только в фигурном катании

Поначалу все выглядело идеально. Ирине – 16 лет, Алексею – 19, и на правах старшего он вел эту пару. И не только в фигурном катании

Фото: фотохроника ТАСС.

Перед душевой тоже была небольшая комнатка, где можно было одежду оставить — наша советская система на выживание. Раздевалок во Дворце спорта было мало, и большую часть из них занимали хоккеисты ЦСКА.

Эта дама схватила меня и буквально стала душить. Хорошо, что в этот момент в раздевалку вошла Мила Пахомова, которая вырвала меня из ее рук. Сам Лешка, оказывается, ушел из дома и жил какое-то время у Татьяны Петровны Матросовой. Она работала хореографом на СЮПе, была одинокой и многих мальчишек — и братьев Четверухиных, Лешу и Сережу, и Сережу Волгушева — опекала. Лешина мама решила, что это я во всем виновата.

Но когда Жук окончательно принял решение, что мы с Улановым будем кататься в паре, Лешу быстренько призвали в армию, и у него образовалась койка в казарме, где он мог ночевать...

Поначалу все выглядело идеально. Ирине – 16 лет, Алексею – 19, и на правах старшего он вел эту пару. И не только в фигурном катании.

Ирина Роднина: концерты и большой театр

...С Лешей мне было ужасно интересно, для меня он стал первым из мира людей, связанных с искусством. Несколько лет он меня таскал по всем столичным залам. Концертно-театральную Москву я изучила благодаря ему. До него нас с сестрой мама иногда выводила куда-нибудь, но чаще всего — обычные школьные походы в театр. А так, чтобы за рубль попасть в зал и сидеть, как студенты, на ступеньках. Восхитительно! Мы вместе просмотрели все лучшее, что тогда шло в Большом театре, всю программу ансамбля Моисеева. Уланов знал всех пожилых женщин, которые стояли на контроле. На настоящий билет денег у нас не было, да и билетов, предположим, в Большой, в природе, кажется, не существовало. Но за рубль нас пропускали на ступеньки галерки. Лешка меня здорово образовал, благодаря ему у меня появилось совершенно другое представление о Москве. Все-таки у меня родители не москвичи, и этот город родным для них не стал.

Когда мы начали выигрывать, разлад в семье Улановых только усилился. Но отец всегда был за Лешу. А его мама считала, что на моем месте должна быть ее дочь. Лене пытались найти и даже нашли какого-то партнера, она с ним выступала, но явно неудачно...

Ирина Роднина рассказывает, что это у них с Улановым не было романа. Но даже тогда в фигурном катании говорили о треугольнике отношений: Роднина – Уланов – Смирнова. Алексею Уланову не нравилась резкая манера катания Родниной. И он года с 1968 хотел кататься с Людмилой Смирновой – той самой, что через несколько лет станет его женой.

Ирина Роднина: появление Люды Смирновой

...Несмотря на то что мы с Улановым много времени проводили вместе, у нас совершенно не возникало романтических отношений. Что бы там народ ни говорил. В шестьдесят восьмом году возникла смешная ситуация. Звонит мне Лешка и говорит: «Знаешь, я уезжаю в Ленинград. Я буду кататься с Людой Смирновой». Я ему: «Да? Ну ладно». То есть я к его решению отнеслась спокойно. Только что прошел наш первый чемпионат Европы, на котором мы никак особенно не отметились. Не могу сказать, что мне было приятно такое слышать, но то, что для меня его поступок может стать трагедией — у меня и мысли такой не возникало. В тот год мои родители настраивали меня только на то, чтобы я хорошо училась в спецшколе и готовилась в институт. Да и для меня учеба казалась самым главным делом в жизни. Никак не фигурное катание. Единственное, о чем я спросила: «А Люда об этом знает?» Он: «Нет, я и еду ей это предлагать». Я только и сказала: «Ну-ну.» Тогда пару Смирнова с Сурайкиным патронировал Протопопов. Буквально через два дня, причем достаточно поздно, что было большой неожиданностью для нашей семьи, нам так поздно никто не звонил, — снова возник Уланов. И очень нервным голосом сказал: «Как ты посмотришь на то, что я тебе снова предложу кататься в паре?» Я хихикнула, но ответила что-то типа того, что «теперь я тебе буду ставить условия»…

Людмила Смирнова и Алексей Уланов

Людмила Смирнова и Алексей Уланов

Фото: фотохроника ТАСС.

Эту историю о первой попытке встать в пару со своей будущей женой сам Уланов в одном из интервью рассказывает несколько иначе.

- Я долго хотел кататься именно с Людмилой Смирновой и давно предлагал ей объединиться в пару. Я написал Людмиле письмо в Ленинград, но его перехватил ее тогдашний партнер Андрей Сурайкин. Видимо, под его диктовку Смирнова написала ответное письмо, в котором отказала мне. Я думаю, ее убедили в том, что я из зависти хочу разбить их успешную пару. Но я не отступил – купил билет на самолет в Ленинград. Зная адрес, нашел квартиру Людмилы. Там снова предложил ей выбрать между мной и ее партнером. И на этот раз Людмила предпочла Андрея. После этого четыре года мы не разговаривали.

Отношения Родниной и Уланова в это время были далеки от идеальных. Они все время собачились и конфликтовали. Как они умудрялись в таких ссорах выигрывать турниры – вообще непонятно.

Ирина Роднина: Уланов сказал: «Я бы хотел, чтобы у нас с Ириной были дети»

...Мы сидели в кабинете у одного из полковников, который в ЦСКА отвечал за зимние виды спорта, и выясняли отношения. Полковник был добрый, мягкий человек, я к нему хорошо относилась. Он спрашивает: «Леша, чего ты хочешь?» И Лешка с пафосом (а для меня это звучало как хохма) говорит: «Я хотел бы не только кататься в паре, но и быть с Ирой в близких отношениях, чтобы у нас были дети». Я совершенно искренне начала смеяться, а для него мое веселье оказалось большим оскорблением. Но как я могла все это серьезно воспринимать?..

Ирина Роднина: Баян

...Уланов окончил Гнесинское училище по классу баяна. У меня все время были синяки на правом бедре, потому что он как этими фалангами баян держит, так и меня держал. Его пальцы у меня на бедре абсолютно четко отпечатывались. На чемпионат мира Леша взял баян с собой. Во время соревнований я не помню, чтобы он им сильно пользовался. Но когда мы поехали в турне по Америке...

С ним в номере жил чех Ондрей (по-нашему Андрюшка) Непела, и уже через два города Андрюха мне сказал: «Я больше с ним жить не хочу, он все время на баяне играет. Я уже его музыку слушать не могу». Андрюха в Колорадо стал серебряным призером чемпионата мира. Сережа Четверухин — бронзовым. Первым был американец Тимоти Вуд. Непелу поселили вместе с Улановым, вероятно, решив, что чехи — они же славяне, тем более оба из соцстран. Мы много путешествовали по Америке на автобусах. Уланов всегда садился в хвосте, растягивал баян и — «С чего начинается Родина…» Все это сейчас выглядит достаточно смешно. Но в этом весь Лешка со своими странностями и комплексами.

В 1969 году Родина-Уланов выиграли чемпионат мира. Это была сенсация. С пьедестала была свергнуты Белоусова-Протопопов. Для Жука - тренера Родниной и Уланова – эта была победа всей жизни. Его жесткое противостояние с Протопоповым вошло в легенды. А СССР появились новые звезды ярчайшей величины.

Премии

...Вернувшись с чемпионата мира, через месяц мы получили первые свои премии. Мне показалось, что мы стали обладателями безумных денег. За чемпионат Советского Союза, где мы заняли третье место, нам выдали по сто рублей. А за чемпионат мира – по полторы тысячи! Чемпионат Европы, первое место – пятьсот рублей. Так что мы действительно полу- чили сумасшедшие деньги. И Уланов сразу же, я не знаю как, он, видно, свои деньги как-то умножил, купил себе «Волгу ГАЗ-21» с оленем на капоте...

Саппоро-1972 – первый и единственный олимпийский успех Уланова. Но их пара с Родниной дошла до Игр в устрашающем состоянии. Уланов ссорился с Жуком и разговаривал с ним исключительно в присутствии третьих лиц. Роднина ссорилась с Улановым и была уверена, что после Олимпиады она точно уходит из спорта. Одновременно Уланов готовил свадьбу со Смирновой – в Саппоро они покупали свадебные кольца. И вот одна из историй, чтобы понять, какое напряжение искрило в паре будущих олимпийских чемпионов.

Ирина Роднина: Смирнова и коньки

...В 1972 году на Олимпийских играх в Саппоро у нас рано утром была тренировка. Тогда мы еще делили лед с хоккеистами, и соревнования в короткой программе проходили днем между хоккейными матчами. Оттого и тренировки начинали очень рано. Я Жуку сказала, что лед очень жесткий. Потом мы погуляли, я поела, немножко полежала, а когда стала собираться, беру сумку – а там нет коньков! Я три раза всё перепроверила, нет коньков! Что со мной творилось, передать не могу, на грани сердечного приступа.

Мы с Жуком договорились встретиться без пятнадцати два у центрального входа. Иду, как на казнь, у меня в сумке только платьице и кроссовки. Всё, кроме коньков. Подхожу и не знаю, как ему такое сказать. Он с сумкой стоит, меня поджидает. Я говорю: «Станислав Алексеевич, вы только сильно не волнуйтесь, но дело в том, что у меня коньки пропали. Я все обыскала, но они исчезли». Он в ответ: «Да они у меня!» – «Как у вас?» – «Я тебя не мог найти и попросил Люду Смирнову, чтобы она вынесла твои коньки. Я их подправлял».

Для меня без вариантов: нет коньков, значит, Олимпийские игры – гудбай! И когда он мне сказал про Смирнову – а надо учесть, что мы с ней были всегда в очень хороших отношениях, – пока я шла к катку, я уже вся вскипела. Я вошла в раздевалку, беру конек и говорю ей: «Я тебя сейчас прибью к стенке этим коньком». А у нас раздевалки были так устроены, что стена не сплошная, а с промежутком. На другой стороне, за перегородкой, раздевалка ребят. Тут же Лешка выскочил нас разнимать. Я повторила: «Я сейчас тебя пришпилю этим коньком!» Я еще и конек держала так, что точно могла ее к стеночке прибить…

После Саппоро у Родниной и Уланова оставался только один совместный старт – чемпионат мира в Калгари. Там случилось страшное. Накануне Ирина упала с поддержки и получила серьезное сотрясение мозга. Но на лед пара все-таки вышла и выиграла очередное «золото».

Ирина Роднина: Последний чемпионат мира

...Жук где-то высказал мнение, что травма, которая со мной произошла в Калгари, была не случайна. Будто бы Уланов специально меня на лед бросил, чтобы своей жене сделать такой подарок - дать возможность выиграть чемпионат мира. Не верю. И никогда этому не поверю. Но народ это воспринял именно так. В общем, в глазах советского народа я была брошенная, к тому же еще больно ударенная девочка. Негатив вылился на Уланова огромный...

Пара олимпийских чемпионов распалась. Алексей Уланов наконец-то получил то, о чем мечтал – Людмилу Смирнову. А Ирину Роднину Жук уговорил остаться в спорте и нашел ей нового партнера – Александра Зайцева. Вскоре они тоже поженятся.

«Я свои медали поменял на постель с тобой»

...С Лешкой мы мало разговаривали, но у нас какого-то сверхантагонизма не было. Я думаю, что страсти больше сам Жук накручивал. Удивительно, что с самого первого момента, когда Уланов со Смирновой стали вместе выступать, я и в голове не держала, что они могут быть нам конкурентами. Сейчас, спустя много лет, у нас просто очень хорошие отношения. Мы всегда рады встрече. А тогда… всякое бывало. Мы готовились к фестивалю молодежи и студентов в ГДР в конце лета семьдесят четвертого. Льда летом в Москве нигде не нашлось, и мы несколько дней тренировались в Воскресенске. В домике, где жили хоккеисты и где мы потом долго жили, шел ремонт, меняли трубы водопровода и отопления. И между всеми комнатами были дырки. Поэтому все, что в нижних и верхних комнатах происходило, все было слышно. И Лелик там талдычит: «Я свои медали поменял на постель с тобой». А Люда в ответ что-то шмыгает.

Я потом на тренировке говорю: «Люда, ты что, с ума сошла? – Мы действительно нормально друг к другу относились. – Ты чего ему позволяешь! Собирай манатки и уходи от этого придурка». Он мне: «Ты чему учишь мою партнершу?» Я ему: «Я ее учу, как с тобой, дураком, надо обращаться».

Послесловие

Алексей Уланов рассказывал, как на Олимпиаде в Саппоро они с Людмилой Смирновой уже купили себе кольца, а потом поженились. Но когда Роднина с новым партнером Зайцевым выигрывала следующие две Олимпиады, у спортивной пары Уланов/Смирнова были только серебряные-бронзовые медали разных турниров. Через пару сезонов они завершили карьеру, а в 1990 году уехали в США. 2010 году Уланов вернулся в Россию. Сейчас у него новая семья и маленький ребенок.