Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество14 ноября 2017 11:21

В Тимирязевке прошли парламентские слушания

В главном аграрном вузе страны обсудили ключевые факторы развития аграрного образования
В Тимирязевке прошли парламентские слушания.

В Тимирязевке прошли парламентские слушания.

НОВАЯ ЛИЦЕНЗИЯ

Главной новостью парламентских слушаний стало вручение Тимирязевской академии новой лицензии. Теперь вуз имеет право вести образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования: «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» и «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».

- Обе программы готовят к профессиям, которые вошли в соответствии с приказом Минтруда России в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, - сообщает пресс-служба Тимирязевки.

Новая лицензия — свидетельство новых подходов в аграрном образовании. Тимирязевка теперь сама будет готовить для себя абитуриентов.

- В планах вуза — подготовка кадров по программам средне-профессионального образования и открытие собственной гимназии, - рассказал и.о. ректора РГАУ-МСХА имени Тимирязева Галина Золина.

Идею раннего профориентирования поддержала заместитель руководителя Рособрнадзора Наталья Наумова.

- Нужно как можно больше создавать различных программ по работе с одаренными детьми, и выстраивать цепочку непрерывного аграрного образования, начиная с агроклассов и заканчивая аспирантурой, - отметила Наталья Наумова.

Вместе с ней в парламентских слушаниях приняли участие статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства России Иван Лебедев, первый заместитель министра образования и науки РФ Валентина Переверзева, вице-президент Российской академии наук Ирина Донник, Наталья Наумова, ректоры аграрных вузов, представители отраслевых организаций и экспертного сообщества.

НУЖДА В СПЕЦИАЛИСТАХ

Основную тему слушаний озвучил Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин. Он сказал, что главный аграрный вуз страны не случайно выбран местом проведения слушаний.

— Аграрная экономика нуждается в специалистах, чья эффективность и результативность напрямую зависят от их интеллектуального потенциала и способностей применения своих знаний на практике, — отметил он. - Необходимо поменять отношение государственных органов к системе аграрного образования, обеспечить финансовую поддержку сельскохозяйственным вузам и вывести их на один уровень с вузами Министерства образования.

Заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев в свою очередь отметил, что Минсельхозом России ведется системная и комплексная работа в рамках реализации Стратегии развития аграрного образования до 2030 года, которая расширит возможности для финансирования учебной и научно-лабораторной базы аграрных вузов, а также позволит приобретать современную сельхозтехнику, необходимую для отработки обучающимися полученных знаний на практике.

— Наши вузы должны стать центрами разработки и реализации различных инновационных решений и управления производством, — сказал Иван Лебедев.

ОТ ПОЛЯ ДО ПРИЛАВКА

Галина Золина также остановилась на проблемах, тормозящих процессы интеграции образования, науки и бизнеса. Условия подготовки кадров давно не соответствуют требованиям работодателей.

— В результате бизнес научился обходиться без нас, — отметила она. — Поэтому наша задача — готовить не просто специалистов, а таких, которые способны отвечать на вызовы современности и предлагать инновационные решения.

Эта идея горячо была подхвачена работодателями. Сегодня отрасли нужны универсальные специалисты, которые бы разбирались во всей цепочке производственных процессов: от поля до прилавка.

ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ВЫПУСКНИКОВ

Другая сторона медали заключается в том, что не все выпускники идут работать в аграрный сектор, и на то есть множество причин: отсутствие жилья, инфраструктуры. Поэтому, как считает Михаил Щетинин, необходимо заинтересовать выпускников аграрных вузов. Например, ввести в практику работы субъектов Федерации опыт Московской области по социальной ипотеке для молодых и одаренных ученых, врачей и учителей, распространив это порядок и на молодых специалистов сельского хозяйства. Михаил Щетинин также отметил, что давно уже назрела необходимость законодательно оформить апробированные формы целевого набора будущих специалистов из сельской местности, предусматривая для них преференции и закрепления их за конкретными хозяйствами.

УТОЛИТЬ КАДРОВЫЙ ГОЛОД

Все участники парламентских слушаний подчеркивали, что сельское хозяйство России сегодня – это динамично развивающая отрасль, что было продемонстрировано на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень», Молочном форуме, выставке «Россия, устремленная в будущее». Вклад АПК в экономику России практически сопоставим с нефтегазовой отраслью и военно-промышленным комплексом. Все это сказывается на нехватке специалистов. По мнению Галины Золиной, чтобы утолить кадровый голод в сельском хозяйстве, необходимо создавать Центры по оказанию консультационных услуг для сельхозтоваропроизводителей. Например, для начинающих фермеров по правовым вопросам, по составлению бизнес-плана, бухгалтерских услуг, информационному сопровождению деятельности предприятий.

— Должны быть выстроены все элементы этой системы, в т.ч. создана платформа открытого образования с формированием электронных библиотечных ресурсов, включая видео. Тимирязевка должна играть ключевую роль совместно с ведущими аграрными вузами страны и Минсельхозом в распространении знаний в агросфере, — отметила она.

В ходе обсуждения основных факторов развития аграрного образования развернулась дискуссия по вопросам использования в подготовке кадров производственной базы учебно-опытных хозяйств, которые в настоящее время включены в перечень организаций, подлежащих акционированию. В ней приняли участие во время прямого включения ректор Воронежского ГАУ Николай Бухтояров и первый проректор Кубанского ГАУ Сергей Резниченко

По итогам слушаний были приняты рекомендации, направленные на совершенствование законодательной базы Российской Федерации в области подготовки кадрового обеспечения АПК.