Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Звезды6 января 2018 11:50

Режиссер сериала «Улицы разбитых фонарей» Виктор Бутурлин: У меня на площадке был сухой закон

Создатель первых серий рассказал «Комсомолке», сколько стоили съемки, сложно ли было писать сценарий и почему бандиты плакали у телевизора
Источник:kp.ru
Виктор Бутурлин

Виктор Бутурлин

Фото: Олег ЗОЛОТО

Виктор Бутурлин снимал первые серии легендарного сериала, которому исполнилось 20 лет.

- В девяностые годы на «Ленфильм» «повесили замок» - так мы это называли. В советское время там существовало огромное производство, выпускали по 25 фильмов в год. И все это вдруг закончилось. Десятки режиссеров были просто выброшены на улицу. Приходилось друг у друга сигареты стрелять… Только Леша Герман продолжал как-то существовать, но он всегда был в каком-то своем мире. В итоге я не растерялся и пошел работать на телевидение. Выпускал там такую странную программу, которая называлась «Банк и мы», представляете?

Но, конечно, это все было немного не то. А тут вдруг в курилке встречаю Александра Капицу. А это был такой человек… Он в административной группе «Ленфильма» работал. Его просто не воспринимали как продюсера, который может запустить какой-то проект. И вот он мне вдруг говорит: «Витя, слушай, хочу предложить работу тебе, Рогожкину, Володе Бортко…» Я опешил. А он продолжает: «Есть такой Андрей Кивинов. Читал? Он пишет всякие ментовские истории. Очень классно!» Ну мы с товарищами, конечно, восприняли это в штыки: «Мы же кинематографисты!» Но он мне одну книжку сунул в руку, я ее дома почитал и понял, что автор талантливый. Там очень интересная драматургия. А как он точно слепил характеры из своих друзей! Прочитав только описание, мы подобрали актеров, которые были очень на них похожи. Особенно, конечно, Дукалис…

В общем, я не мог отказаться.

Виктор Бутурлин и Андрей Кивинов (Личный архив / Пересъемка Олег Золото)

Виктор Бутурлин и Андрей Кивинов (Личный архив / Пересъемка Олег Золото)

Капица дал мне сборник, сказал: «Выбери, что тебе нравится». Я, помню, взял две трети из одной повести и треть из другой. Получился сценарий на 52 минуты. Потом пошли кинопробы. Ну мы собрали десять - двенадцать актеров. Я кого-то притащил, кого-то Рогожкин… На пробах они какую-то ерунду говорили. В общем, выбирали так, чтобы лица не повторялись, чтобы по темпераменту люди были разные. Актеры, конечно, не были «первачами». Нам нужны были «рабочие лошадки». Такими они и были тогда. Это потом они уже окрепли, набрали свой характер и очень быстро будто вросли друг в друга. Они старались, чтобы не потерять эту работу. Они ей действительно дорожили.

Съемки начали быстро, потому что не было денег. Раз дали - решили сразу снимать. А что тянуть? Из реквизита нужен был один автомат, «газик» и отделение милиции. Причем в отделения нас всегда с распростертыми объятиями пускали.

Кстати, тогда режиссер получал одну сумму, а актеры в десять раз меньше. Мне вот за серию заплатили три тысячи рублей, а весь бюджет серии был десять тысяч. Три тысячи рублей в 1995 году - это приличные деньги. На них месяц можно было спокойно жить.

На серию уходила неделя. Максимум - восемь дней. Снимали вообще быстро. Делали по одному-два дубля - и вперед. Я думал, это супертемп, но потом узнал, что следующие серии в других сезонах делали за пять дней, а то и за четыре. Ну а почему нет? Работа вообще была неубийственная, часов по восемь - десять в день. Физически это было несложно. В общем, неделя на съемки, потом монтажный период, озвучание, печать - на серию уходил месяц.

Я свою снимал первым. В ней Ларин машину ищет. Я не знаю, как так получилось, но в Москве потом продюсеры ее поменяли местами с серией, которую снимал Александр Рогожкин. Сказали, что она как бы задает тон. Я не стал спорить…

Виктор Бутурлин с Сергей Селин (Личный архив / Пересъемка Олег Золото)

Виктор Бутурлин с Сергей Селин (Личный архив / Пересъемка Олег Золото)

У меня на съемочной площадке был сухой закон. Я же знаю, как это бывает: станет один выпивать, к нему присоединится другой, третий, начнется такое «бытовое пьянство», а на следующий день никого не собрать. Поэтому я строго-настрого запретил. Потом, я слышал, актеры подраспустились. Не понимаю из-за чего. Может, почувствовали, что взяли господа за одно место…А вообще в нашей работе не было цинизма. Мы, правда, думали, что делаем большое и классное дело. Меня только одна вещь покоробила. Однажды мне позвонили ребята и говорят: «Поехали с нами в Мурманск, нас тут бандиты приглашают… баня, кабак». Я тогда подумал: «Ну потрясающе, ментов наш фильм не интересует, а бандитов - да». Не поехал. Кстати, говорят, бандосы тогда напились и плакали: мол, как вы здорово играете… А потом уже, конечно, популярность стала всенародной. И все ассоциировали этих актеров с настоящими ментами. На улице их окликали: «Эй, Дукалис!»

Мы думали, серий десять отснимем - и хорошо. Даже не подозревали, что эта петрушка затянется на десятилетия. Думаю, мы запустили первый русский настоящий сериал. Не знаю, почему потом не сохранили уровень первых серий. Наверное, из-за того, что снимались они не по книгам Кивинова. Дух этот был утерян. А тогда, в 1995-м, все это было свежо, ярко. Было такое время, состояние, настроение, так играли. Сейчас такое кино уже не сняли бы, конечно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Андрей Кивинов об «Улицах разбитых фонарей»: За экранизацию мне заплатили меньше тысячи долларов

- Я пять лет проработал в отделе милиции Кировского района. А когда пошел на повышение в РУВД, то решил оставить ребятам на память такую повесть о нашей жизни, что ли... Детективный сюжет был придуманный, но многие моменты, случаи, байки взяты из реальности. Я даже писал персонажей с настоящими фамилиями! Так родилась первая повесть «Кошмар на улице Стачек» (подробности).

Александр Половцев: «Огнестрел», «глухарь», «в отказку» мы говорили, только делая вид, что понимаем

4 января выпуску первой серии «Улицы разбитых фонарей» исполнится 20 лет. А сегодня, 3 января, бессменный Олег Соловец, который за годы сериала дослужился от майора до полковника, празднует юбилей: Александру Половцеву исполняется 60. Артист снимается в «Фонарях» и сегодня. Как это все начиналось, Александр Юрьевич рассказал «Комсомолке» (подробности).