2018-03-15T11:19:11+03:00

Эксперимент КП: как в супермаркетах Самары обманывают покупателей

Накануне Дня защиты прав потребителя "Комсомолка" вместе с экспертом проверила, как обманывают покупателей в самарских магазинах
Поделиться:
Комментарии: comments7
Иногда, чтобы не стать жертвой обмана, лучше приносить в магазин собственные весыИногда, чтобы не стать жертвой обмана, лучше приносить в магазин собственные весыФото: Светлана МАКОВЕЕВА
Изменить размер текста:

"Везде обман! Смотрите, как нас дурят!" - обсуждают самарцы видео, гуляющее по Сети. В ролике покупатели показывают, как цена одного и того же товара меняется на весах с прозрачной пластиковой пластиной. Убирают пластину – яблоко легче и стоит дешевле. Вместе с председателем общественной организации "Союз потребителей" Эльнуром Гамбаровым корреспондент "КП" прошел по популярным супермаркетам и узнал, как еще могут обмануться горожане.

Отдельная корзина для "просрочки" - незаконно

Эльнур Гамбаров рассказывает, что способов обмана покупателей очень много Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Эльнур Гамбаров рассказывает, что способов обмана покупателей очень многоФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Рейд проводим по магазинам, на которые чаще всего жаловались читатели. Как показал опрос в группе "Комсомольская правда-Самара" Вконтакте, больше всего претензий у граждан к крупным сетевым супермаркетам. Начинаем с местной торговой сети «Пчелка».

- .Одно время в этих магазинах были отдельные корзины для товаров с только-только истекшим сроком годности. После нескольких судебных разбирательств такую практику прекратили, - рассказывает Эльнур.

Вот такую свинину, срок годности которой истек 5 января, мы нашли на прилавке в марте Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Вот такую свинину, срок годности которой истек 5 января, мы нашли на прилавке в мартеФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Льда в мороженных продуктах по ГОСту должно быть не больше 7%. У нас это не всегда соблюдается Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Льда в мороженных продуктах по ГОСту должно быть не больше 7%. У нас это не всегда соблюдаетсяФото: Светлана МАКОВЕЕВА

- У нас все нормально. Мы покупателей уважаем, просрочку утилизируем. На все товары есть сертификаты, - спешит заверить директор филиала, сразу признавшая в нас "ревизоров".

Но не все оказалось гладко в этом магазине - среди товаров мы обнаружили пачку вяленой свинины, просроченной на два месяца. В отделе фруктов и овощей немного сомнений вызвал внешний вид хурмы, помятой и потемневшей, а также салатов, которые, как показалось, майонезом заправили не этим утром. На первый взгляд многовато льда было в замороженной рыбе.

Остерегайтесь покупать салаты, заправленные майонезом - большой вопрос, сколько они стоят на прилавке Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Остерегайтесь покупать салаты, заправленные майонезом - большой вопрос, сколько они стоят на прилавкеФото: Светлана МАКОВЕЕВА

- Салаты на прилавках - это вообще отдельный разговор. Как-то мы проводили экспертизу таких товаров из нескольких магазинов и в каждой селедке под шубой нашли стафилококк, кишечную палочку и не только. Салаты, заправленные майонезом, хранятся несколько часов, а на витрине они почти всегда лежат дольше, - напоминает Гамбаров.

Продукты из будущего и +8 за бортом

Так в магазине лежит товар, который должен храниться при минус 18 градусов. Нельзя забывать, что разморозка-заморозка на пользу продукту не идет Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Так в магазине лежит товар, который должен храниться при минус 18 градусов. Нельзя забывать, что разморозка-заморозка на пользу продукту не идетФото: Светлана МАКОВЕЕВА

В "Магните" сомнительной оказались все те же салаты и курица. На филе грудки была дата упаковки, но не было срока изготовления. Покупатели говорят, для этого магазина явление частое. А сотрудники магазина невозмутимо отвечали: "На все товары есть сертификаты, цвет курицы не имеет значения, со сроками все в порядке!".

- Проблема в том, что на своих товарах сетевики могут ставить любую дату упаковки, просто поменяв стикер с цифрами. Поэтому лучше брать продукты от производителя, где срок годности указывают сами поставщики, - посоветовала член "Союза потребителей" Оксана, также участвующая в рейде.

Такую рыбу нужно хотя бы накрывать. Иначе она "пойдет по рукам" Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Такую рыбу нужно хотя бы накрывать. Иначе она "пойдет по рукам"Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Вряд ли такая хурма вызовет интерес у покупателя Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Вряд ли такая хурма вызовет интерес у покупателяФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Замеряем температуру помещений и витрин с помощью пирометра - его на такие мероприятия общественники берут с собой. Прибор показывает примерно +8, тогда как на коробках с товаром указано "Хранить при - 18". И здесь же предупреждение: "Размораживать и заново замораживать продукт запрещено".

Гуляем между витринами, находим другие нарушения – нет ценника, помята упаковка. Традиционно не все гладко с фруктами - в коробках со сливой полно сгнивших, почерневших плодов. В следующем супермаркете известной федеральной сети мы собрали целую корзину просроченных товаров: детское питание, майонез, копченая колбаса, сливочное масло…

Просрочка, которую мы нашли во время последнего рейда Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Просрочка, которую мы нашли во время последнего рейдаФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Торговый представитель, которому мы принесли весь этот ассортимент, уверяет - все из-за нехватки кадров:

- У нас людей не хватает! Много новичков, им трудно объяснить, что к чему. Плюс графики тяжелые, а сотрудница из отдела детского питания и вовсе на больничном. Мы все это уничтожим, с сотрудниками поговорим, оштрафуем…

- Чаще всего мы попадаем "на деньги", когда на кассе цена покупки оказывается совсем другой. Помните, что продавец обязан продать товар за указанную на ценнике стоимость . Оказывается? Обязательно просите письменный отказ и идите с этой бумагой в суд. Торговая сеть обязана будет вернуть не только цену за товар, но и еще 50 % от его стоимости. Главное, зафиксировать "улики" - на камеру телефона или каким-либо еще образом, - подводит итог нашему рейду Гамбаров.

А здесь не на все товары можно найти ценники - вот удивление то будет на кассе, особенно если спешишь и не внимательно смотришь Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

А здесь не на все товары можно найти ценники - вот удивление то будет на кассе, особенно если спешишь и не внимательно смотришьФото: Светлана МАКОВЕЕВА

- Самое опасное и неприятное, конечно, просрочка. Сроки годности заклеивают новыми стикерами, проводят акции, распродажи уцененных товаров. К сожалению, не вся уценка свежая и безопасная, - напоминают общественники. При этом отмечают, что владельцы крупных торговых сетей в последние годы усилили контроль – завели внутренние службы, нанимают "тайных покупателей".Что касается обвесов – чаще этим грешат на продаже фруктов и овощей – так торговые сети пытаются компенсировать то, что такой товар портится быстрее.

- В небольших магазинах и торговых точках павильонного типа такого контроля часто нет. Утилизация просроченного товара для владельца магазина дело затратное, поэтому он в первую очередь старается его продать, - предупреждают независимые ревизоры.

БДИ!

Внимательно смотрите за сроком годности Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Внимательно смотрите за сроком годностиФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Как нас дурят

Силиконовая подставка на весах

Прозрачные подставки, наклейки - якобы для того, чтобы товар не пачкал весы. Такие накладки добавляют к каждому завесу 15-20 граммов. Товар на итоговой цифре кажется тяжелее, а сумма в чеке менее приятной. Также недобросовестные предприниматели иногда используют неправильную настройку весов.

Выход - использовать контрольные весы, которые должны быть в каждом магазине. Проверьте их с помощью предмета с точно известным весом. Либо носите весы с собой, если это удобно.

Перемаркировка товара

Чаше всего так мудрят с колбасой. В вакуумной упаковке они хранятся до 30 суток. После ее вскрытия - всего 3 дня. Иногда на товар, который хранился в вакуумной упаковке просто наклеивают новый стикер торговой сети с датой и меняют когда нужно. По той же схеме продают просроченный сыр: режут произвольными кусочками, маркируют и меняют этикетки, обрезают заплесневевшие края…

Выход - обращать внимание на внешний вид и спрашивать не дату упаковки, а документы на дату производств;

… и просрочка в подарок

Иногда в магазинах злоупотребляют тем, что склеивают просроченный товар и нормальный и выдают их "по акции". В этом случае все нормально - упаковка цельная, а этикетка одна Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Иногда в магазинах злоупотребляют тем, что склеивают просроченный товар и нормальный и выдают их "по акции". В этом случае все нормально - упаковка цельная, а этикетка однаФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Два товара по цене одного – подозрительная щедрость. Часто продукт в паре свежий, а второй просрочен.Уловка такая: продукт при помощи скотча или клейкой ленты соединяется с другим таким образом, что стикер со сроком годности виден только там, где все нормально. Второй же участник акции - скрывает свое истинное состояние.

Выход – внимательно изучать покупку, не вестись на «халяву».

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Внимательнее смотрите на сыр в такой упаковке! Срок годности - 1 день. Продавец может просто поменять этикетку и обрезать плесень. Ради эксперимента можно ручкой поставить метку на упаковке, а через день проверить Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Внимательнее смотрите на сыр в такой упаковке! Срок годности - 1 день. Продавец может просто поменять этикетку и обрезать плесень. Ради эксперимента можно ручкой поставить метку на упаковке, а через день проверитьФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Наталья Петрова, продавец супермаркета с 10-летним стажем.

- Мы всего лишь продавцы, которые выставляют и пробивают товар. У нас нет какой-то техники. Мы не занимаемся никакими махинациями. Мы приходим каждое утро и меняем в магазине ценники, которые нам присылает отдел кадров или другие "бумажники». Работа очень сложная, нет времени пообедать, поэтому в суете не всегда успеваем отследить срок годности продуктов. Про акции – отдельный разговор. Люди так падки на бесплатное. Бывают акции "2+1" и подобные, и на ценниках это написано, но покупатели берут один товар и требуют пробит один, грозят жалобами, скандалят. Сами потребители воруют, обманывают. Были такие случаи, что ценник забирают с собой, а потом, когда акция заканчивается, ставят обратно. И ты ничего не докажешь, ведь ты продавец! Мы всегда идем покупателю на встречу, если мы не правы, но люди приходят часто просто пошуметь, выплеснуть негатив, даже дерутся….

ПОСЧИТАЛИ

Жители Самары стали чаще жаловаться на дистанционную торговлю

Мясо лучше покупать от поставщика. В магазине могут просто поменять этикетку Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Мясо лучше покупать от поставщика. В магазине могут просто поменять этикеткуФото: Светлана МАКОВЕЕВА

В прошлом году потребители чаще всего жаловались в Роспотребнадзор на сферу услуг - различным нарушениям были посвящены 59% обращений в ведомство. В два раза выросло количество жалоб на дистанционную торговлю. Самарцы отмечали, что им продали товар с недостатками, нарушили сроки доставки или оказали услуги ненадлежащего качества.

Всего специалисты ведомства в 2017 году рассмотрели 5914 жалоб, причем в 64% оказалось достаточно рассказать потребителю о его правах и обязанностях, а в остальных случаях жалобы переправили должностным лицам. В 126 случаях были проведены административные проверки, специалисты составили 125 протоколов.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также