Премия Рунета-2020
Самара
+11°
Boom metrics
Общество15 марта 2018 15:40

"Без дела не могу": сапожник, 60 лет работающий на одном месте, стал живой легендой Самары

Ибрагим Гамадов - мастер с улицы Ярмарочной больше всего хочет, чтобы ничья злая рука не добралась до его маленького пристроя. А еще мечтает увидеть туристов ЧМ 2018 из своего окошка
Сапожник Ибрагим уже давно стал местной живой достопримечательностью

Сапожник Ибрагим уже давно стал местной живой достопримечательностью

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Никого не трогаю, сапоги починяю

Маленький пристрой у «сталинки» на Самарской, прямо напротив площади Славы, сквера Устинова и других местных достопримечательностей сразу и не заметишь. Серый, неприметный. Чистое окошко, единственный листочек с объявлением: «Извините, обувь принимается в чистом виде». Ни вывески, ни манящей рекламы. Но за этим окошком - старейший сапожник Самары, человек-история, рассказы о нем передают по «сарафанному радио», его знают в любом уголке Самары.

Ибрагим работает здесь почти 60 лет. Изменилось название страны и города, сменились эпохи Брежнева и Хрущева, Ельцина и Горбачева. А он сидит у окна, стучит своим молоточком...

Сюда, до своего павильончика, сапожник каждый день ходит пешком

Сюда, до своего павильончика, сапожник каждый день ходит пешком

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

15 марта Ибрагим отмечает день рождения. В этом году – уже в 77 раз. Говорит, с утра уже забегали в гости постоянные клиентки из соседних домов, приходили «земляки». А скоро придет еще делегация, дагестанцы - дружные, старших уважают, не забывают поздравить Ибрагима. Приходят – и сразу в тесной будочке становится весело. Хотя и в другие дни дедушка Ибрагим не скучает: всегда есть клиенты, с которыми можно поговорить.

А еще интереснее мастеру наблюдать через окно за жизнью перекрестка, за спешащими людьми, которые торопятся на работу или на свидание, бегут в магазин, шагают на важную встречу. Смотреть, как меняются наряды, мода, прически – за 60 лет это случалось уже не один раз. Вот из-за будочки с водой машет приветственно молодая дама в пальто.

- Клиентка моя, - Ибрагим тепло улыбается и машет ей в ответ. – Приходит сама, и дочка ее приходит. Сейчас поменьше клиентов стало, а осенью много было работы, вообще без дела не сидел. Все равно ко мне все идут. Обувь сейчас не самая хорошая. Постоянно с каблуков набойки отлетают, а я прибиваю, обтачиваю, они и служат долго.

Сделал самовар, перешел к сапогам

Теперь каблук еще послужит владелице сапожек

Теперь каблук еще послужит владелице сапожек

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Забегают к сапожнику и со срочными делами. Бежит красотка на свидание и вдруг раз – каблук сломался. Что делать? Ибрагим починит, не за пять минут, конечно. Может полчаса подождать придется, но кавалер обязательно поймет.

- Мне нравится с людьми разговаривать. Все такие разные, у каждого свои интересы. И они ко мне приходят, как будто весь мир с собой приносят. Как будто я сижу здесь, и весь город ко мне в гости ходит, - неспешно рассказывает Ибрагим и вздыхает, раньше каждый год ездил на Родину, в Дагестан, к родным. Там живут сын и дочь. Еще двое сыновей здесь, в Самаре.

- Я в ресторан ходил раньше, даже на день рождения, танцевал всегда, лезгинку танцевал. Всю Самарскую область объехал, в Безенчуке был, в Новокуйбышевске, в Тольятти, ездил, много смотрел. Очень красивые здесь места, и город я люблю, особенно набережную, Волгу. Красиво! - мечтательно смотрит Ибрагим в сторону Волги. Он и сюда-то в Самару попал случайно: приехал в 1958 году к тетке в гости, да так и остался. Сначала лудильщиком был, самовары делал, посуду. Потом пошел учиться в сапожную мастерскую и понял – нашел свое призвание. Сначала была маленькая будочка сапожника, потом построил тот самый павильончик, где и сидит теперь.

У дедушки Ибрагима - золотые руки

У дедушки Ибрагима - золотые руки

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

- Народ из Дагестана с золотыми руками, мы все умеем, - серьезно заявляет сапожник. – Если беремся за что-то – в руках все горит. И веселиться умеем, и работать. Почему в Самаре остался? Хорошо здесь, и нужным себя почувствовал, как сапожником стал, приходят люди расстроенные - уходят довольные. Некоторые девушки так радуются, видно, что очень дороги им туфли какие-то, может, самыми красивыми кажутся. А я как будто снова им дарю их.

«Без работы жить не смогу»

Скучает Ибрагим немного только по горам, в которых вырос: нужно, говорит, съездить еще раз, попрощаться все-таки с Дагестаном. Правда, жить мастер еще мечтает долго: главное, чтобы любимую работу не отбирали.

- Говорят, что могут снести мою будку, - печально опускает голову Ибрагим. – Мне без работы вообще никакой жизни, что еще делать? Телевизор смотреть целый день? Я не умею ничего не делать.

Счастье - это найти любимое дело в своей жизни

Счастье - это найти любимое дело в своей жизни

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Привыкшие к своему сапожнику на углу коренные обитатели домов на Самарской тоже не верят, что Ибрагим может куда-то исчезнуть.

- Мне кажется, что он был здесь всегда, - улыбается жительница дома «с будкой» Татьяна. – Я, маленькая, приносила ему свои босоножки, сейчас уже дочкину обувь ремонтируем. Все меняется, только не Ибрагим. Его как будто время не трогает.

Время, конечно, Ибрагима трогает. Больше морщин. Медленнее движения. Но мастерство никуда не делось. И он здесь – на Самарской – очень нужен. В первую очередь, наверно, самому городу, который вовсе не стремится избавляться от живых символов своей богатой истории. А сам Ибрагим мечтает, что уже через несколько месяцев сможет из своего окошка увидеть туристов, которые приедут посмотреть на чемпионат.

"Приходите ко мне. Я люблю,когда ко мне приходят"

"Приходите ко мне. Я люблю,когда ко мне приходят"

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

- Увижу, конечно, совсем немного осталось, я умирать не собираюсь, - лукаво улыбается он. – Вы приносите и свою обувь, если что-то сломается. Да и просто так приходите, без обуви. Я люблю, когда ко мне приходят!