Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество7 мая 2018 22:12

Зачем Константина Симонова обвиняют в краже «Жди меня»

Перед Днем Победы в Сети гуляет «сенсация», что настоящего автора знаменитых стихов о войне расстреляли чекисты
Валентина Серова и Константин Симонов

Валентина Серова и Константин Симонов

«Жди меня» по праву называют лучшим стихотворением Великой Отечественной. Писатель, литературный критик Дмитрий Быков и вовсе считает его самым известным лирическим произведением советского периода.

РИФМОВАННОЕ ПИСЬМО ЛЮБИМОЙ

Вы не поверите, но целых полгода оно не могло придти к читателям. Сначала этого не хотел сам Симонов. «Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, - признавался он позже. - И я написал ей письмо в стихах.»

Той женщиной была популярная советская актриса Валентина Серова. Ее муж, пилот-испытатель, герой гражданской войны в Испании Анатолий Серов разбился в мае 1939 года во время тренировочного полета с известной советской лётчицей Полиной Осипенко.(Как позже – Гагарин с Серегиным.)

Вдовой увлекся Симонов. Ради нее расстался со второй своей женой.

27 июля 1941 года он, журналист «Красной звезды», вернулся с фронта. В ожидании новой командировки на войну неделю провел на даче писателя Льва Кассиля в Переделкино. «За эти семь дней, кроме фронтовых баллад для газеты, я вдруг за один присест написал «Жди меня»… Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война. Наверно, в тот день больше, чем в другие, я думал не столько о войне, сколько о своей собственной судьбе на ней. И вообще война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «Жди, когда снега метут...» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая... Первым слушателем был Кассиль. Он сказал мне, что стихотворение, в общем, хорошее, хотя немного похоже на заклинание».

ЛИРИЧЕСКАЯ МОЛИТВА ВОЙНЫ

Вторым слушателем стал фотокорреспондент Григорий Зельма. Было это уже поздней осенью 41-го, во время их командировки в Северную армию. «Гриша, подбивший меня там прочесть эти стихи, потом, во время нашей поездки, где бы мы ни были, снова и снова заставлял меня читать их, то одним, то другим людям, потому что, по его словам, стихи эти для него самого были как лекарство от тоски по уехавшей в эвакуацию жене. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали в землянках на клочке бумаги «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставил меня через полгода напечатать его в газете.»

Но удалось это лишь с третьей попытки.

Редактор газеты 44-й армии «На штурм» ответил, что им нужно стихотворение героическое, а не интимно-лирическое. В том же духе объяснил отказ и Давид Ортенберг, главред главной армейской газеты СССР «Красная звезда», где тогда работал Симонов. Эти стихи, пожалуй, не для военной газеты, мол, нечего растравлять душу солдата - разлука и так горька!

Оно и понятно. Когда грохочут пушки, музы молчат. Или зовут бойцов на смертный бой с врагом. Какая уж тут любовь…

Казалось бы, на публикации поставлен крест. Но, как часто бывает, вмешался его величество случай. В коридоре поэт случайно встретился с главным редактором «Правды» Петром Поспеловым. (Редакция находилась в одном здании с «Красной звездой»). Тот затащил Симонова к себе в кабинет. И за чаем посетовал, мол, маловато у них печатается стихов. Нет ли чего подходящего? «Вообще-то есть, - ответил Симонов. - Но это стихи не для газеты. И уж во всяком случае, не для «Правды».

Поспелов все же заставил гостя прочитать стихи «не для печати». Они понравились. Смутили его лишь «желтые дожди». Главред тут же пригласил в кабинет старого большевика-публициста Емельяна Ярославского. Они еще дважды заставили автора декламировать «Жди меня». И прозвучал приговор: «Будем печатать!»

14 января 1942 года стихи вышли на третьей полосе главной газеты страны. Уцелела и крамольная строчка про «желтые дожди».

Симонов сразу стал знаменитым. Его приметил сам Сталин. В тот же год Константин Михайлович получил первую свою Сталинскую премию (потом будет еще пять!) В 43-м и Серова согласилась-таки стать его женой. Сыграв главную роль в фильме «Жди меня» по пьесе влюбленного. Родилась дочь…

В 1957-м они расстались. И с той поры в поэтических сборниках Симонова были убраны все посвящения бывшей супруге. Только над «Жди меня» сохранились две буквы - В.С. (Валентине Серовой).

Что ж, любовь ушла, бывает. Но остались великие стихи, ставшие для многих людей фронтового поколения заклинанием, молитвой. Они помогали воевать, ждать, надеяться, верить. И приближать День Победы.

Фронтовая открытка с картинкой и фразой «Жди меня и я вернусь». Хорошее доказательство популярности стихотворения во время войны

Фронтовая открытка с картинкой и фразой «Жди меня и я вернусь». Хорошее доказательство популярности стихотворения во время войны

БАХВАЛЬСТВО ГРАФОМАНА

Казалось бы, с культовым стихотворением Великой Отечественной полная ясность. Все зафиксировано по датам.

Но перед Днем Победы я вдруг встретил в Сети сенсацию. Симонов украл «Жди меня»! Мол, эти стихи написал в чекистских застенках перед расстрелом Николай Гумилев своей жене Анне Ахматовой. Перед Великой Отечественной она показала их Симонову, чтобы тот помог напечатать. Симонов отказался, дескать, скоро война с Гитлером, советские люди не поймут… А в войну выдал их за свои, увидев запрос на лирику. Поэтому, мол, он крайне резко выступал позже против реабилитации Гумилева, публикации его стихов. Чтобы не вскрылось воровство.

Вот это сюжет!

По идее, сердце мое должно закипеть от гнева, рука - перепостить сенсацию, добавив несколько ядреных или культурных слов в адрес вора, плагиатора… Пригвоздить его к позорному столбу вслед за другими.

Вместо этого по давней журналистской привычке «доверяй, но проверяй» я нашел в Сети те самые « стихи из застенков», на которые ссылаются разоблачители.

Пошел слух, что эти стихи написал в чекистских застенках перед расстрелом Николай Гумилев своей жене Анне Ахматовой

Пошел слух, что эти стихи написал в чекистских застенках перед расстрелом Николай Гумилев своей жене Анне Ахматовой

И первое недоумение. Впрочем, читайте сами.

Жди меня. Я - не вернусь,

это выше сил.

Если ранее не смог,

значит - не любил.

Но скажи, зачем тогда,

уж который год,

я Всевышнего прошу,

чтоб тебя берег.

Ждёшь меня? Я не вернусь,

не смогу. Прости,

что стояла только грусть

на моем пути.

Может быть, средь белых скал

и святых могил

я найду, кого искал,

кто меня любил?

Жди меня – я не вернусь!

Так это ж совсем разные вещи! Смысл – прямо противоположный. Согласитесь, строки Симонова более проникновенные, потому народ и полюбил их. И прямо называть Константина Михайловича вором, плагиатором нельзя. Ну, оттолкнулся от первой строки Гумилева, в противовес создал шедевр о любви.

Смутило, однако, что у гения Серебряного века, тонкого стилиста рифмы хромают. А действительно ли он это написал про «белые скалы и святые могилы»? Гумилев фактически весь опубликован. Ищу в его собраниях «Жди меня». И … не нахожу. Нет у Гумилева, оказывается, такого стихотворения! Даже в черновиках. А все попытки поиска в Интернете ведут к некоему Владимиру Цехановскому.

Более десятка лет назад он похвастался в Сети девушке Даше. «Всем известно стихотворение "Жди меня". Его написал и подарил в день рождения своей супруге, в далеком 1943 году, не менее известный К. Симонов. Но знаете ли вы, Даша, что один, не менее тогда известный поэт, Н. Гумилёв в застенках написал еще до войны свое стихотворение, которое начиналось... Гумилёв попросил свою жену - известную поэтессу А. Ахматову передать Симонову свое произведение, что она и сделала, поскольку Симонов в то время был фаворитом самого Сталина. Через какое-то время Симонов ответил, что не видит перспектив в издании, поскольку советский человек, накануне войны с Германией, этого не поймет.

Он прочитал и во время войны вдруг вспомнил... А дальше, Даша, вы прочтете не Симонова, а мой вариант части этого стихотворения, поскольку полного текста, наверное, так никто уже и не знает.

Первые четыре слова принадлежат первоисточнику - поэту Николаю Гумилёву:

Жди меня. Я не вернусь…»

А дальше … идет то самое стихотворение, которое сегодня интеллигентные люди приписывают Гумилеву, обвиняя Симонова в плагиате и прочих грехах.

«Полное стихотворение посвящено настоящему автору, а Симонова-поэта, после такого кощунства - я не знаю, - завершает Цехановский свое послание девушке Даше. - Я не поэт и пишу иногда для себя и близких людей. Вы вот попросили написать и я написал.»

Итак, настоящий автор найден. Графоман Цехановский. Я специально привел полностью его невежественное бахвальство перед девушкой Дашей. Гумилева расстреляли в 1921 году. К тому времени он уже три года находился в разводе с Ахматовой. У каждого была новая семья. А главное, Симонову в тот момент было всего 6 лет. Как Гумилев мог из застенков просить Ахматову передать ему стихи? Да и фаворитом Сталина поэт стал ПОСЛЕ публикации «Жди меня».» И написано оно было, напомню, не в 43-м, а в 41-м, когда Серова еще не была женой Симонова.»

«ОБРАЗОВАНЩИНА» НА МАРШЕ

Из этого графоманского бреда и родилась гнусная клевета на Симонова. Уже более десятка лет, оказывается, она периодически всплывает в Сети. Вот и опять пошла гулять этой весной.

Вспоминается песенка Высоцкого о слухах, которые беззубые старухи разносят по умам. Теперь слухи именуют новомодно фейками. И разносят их по просторам интернета вполне образованные люди, считающие себя интеллигентными. Многие слепо верят этой клевете на Симонова, тиражируют, возмущенно осуждая поэта. Вместо того, чтобы проверить. Солженицын хлестко обозвал эту просвещенную публику «образованщиной».

Если лень проверить, так хотя бы включите мозги, господа «разоблачители»! Ахматова умерла в 1966 году. Если бы Анна Андреевна действительно показывала Симонову стихи Гумилева, а тот их присвоил, переделал, неужто за два с лишним десятилетия она никому не обмолвилась бы словом об этой истории?

Обратите внимание, «сенсация» возникла уже после смерти Ахматовой и Симонова, когда некому было опровергнуть клевету.

Впрочем, сейчас модно среди этой публики «разоблачать», обличать все наше советское прошлое, Великую Отечественную, святой День Победы. И клевета на Симонова, якобы укравшего лучшее стихотворение военной поры, идеально ложится в это «разоблачительство».

АВТОРИТЕТНО

ПОЛНАЯ ГЛУПОСТЬ

«Все инсинуации, которые Симонова хронически преследуют, что это стихотворение написал не он, что оно то ли взято из блокнота погибшего друга, то ли это переписанный неизвестный текст Гумилева - глупость, - говорит писатель, литературный критик Дмитрий БЫКОВ в лекции, посвященной симоновскому «Жди меня». - Приписываемый Гумилеву текст совершенно не мог ему принадлежать, это абсолютно графоманские стихи. Гумилеву вообще приписывают очень много всякой дряни, которую иногда находят или в чужих записных книжках, или в солдатских блокнотах. Это творчество самодеятельное, по-своему ничуть не менее достойное, но с литературной точки зрения никакое.

Конечно, Симонов сам написал эти стихи, и они очень точно отражают собой суть и структуру его военного романа в стихах, в который этот текст полноправно входит, его лирической книжки «С тобой и без тебя». Существует другой слух, гораздо более устойчивый, что Сталин, увидев книгу «С тобой и без тебя», спросил: «Сколько экземпляров?». Ему сказали: «Пять тысяч». Он ответил: «Надо было бы два - ему и ей». Но это тоже, в общем, легенда, потому что Симонов был сталинским любимцем.»

Я попросил прокомментировать «сенсацию» доктора филологических наук, литературоведа Мариэтту ЧУДАКОВУ. Она прекрасно знает творчество Гумилева, посвятила большое исследование симоновскому «Жди меня» и лирике Великой Отечественной в целом.

- Евгений, поверьте, давненько не встречала невежд уровня этого графомана Цехановского, - ответила Мариэтта Омаровна. – Чтобы Гумилев просил Ахматову показать его стихи шестилетнему Симонову? Тот, кто доверяется словам подобных «знатоков», пусть остается наедине с ними. Нет надежды помочь таким доверчивым…

ЖДИ МЕНЯ

В.С.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.