2018-05-18T04:36:03+03:00

Чем живет троллейбусное депо, после того как «рогатых» изгнали из Благовещенска

Можно ли было спасти предприятие, и что стало с людьми и техникой
Дарья ПРОКОПЬЕВА
Поделиться:
Комментарии: comments4
Здание бывшей диспетчерской троллейбусного депо сейчас пытаются сдать в аренду.Здание бывшей диспетчерской троллейбусного депо сейчас пытаются сдать в аренду.Фото: Юлия ГОМАН
Изменить размер текста:

«Троллейбусное управление» умирало долго. Слухи о его объединении с «Автоколонной» впервые разлетелись по Благовещенску в 2014 году. Парк машин был безнадежно изношен, пассажиров становилось все меньше. Из-за долгов за электричество троллейбусы некоторое время ходили с двухчасовым перерывом, потом из-за снижения пассажиропотока время их работы все сокращалось. Но предприятие еще умудрялось балансировать на грани банкротства.

Агония длилась два года. В 2016-м троллейбусы все-таки исчезли с улиц города. Сначала казалось, что ненадолго: говорили, что они вернутся, как только закончится ремонт дороги на пересечении улицы Мухина и Игнатьевского шоссе. Но этого так и не произошло.

Зачем закрыли

Отказ от троллейбусов часто обосновывали убыточностью этого вида транспорта. Количество пассажиров постепенно снижалось - люди отдавали предпочтение маршрутным такси, которые куда легче могут объехать заторы при ДТП или медленно идущий транспорт.

- Пассажиров нет, техника стоит, долги копятся - получался замкнутый круг. Фактическая стоимость одной поездки составляла 32 рубля, но с пассажиров брали по 21 рублю. Разницу в стоимости перевозчику компенсировали из средств городской администрации. Самым разумным было отказаться от троллейбусов, чтобы сэкономить бюджет, - объясняла позицию властей мэр Благовещенска Валентина Калита.

Однако руководивший предприятием с 1997 по 2013 год Леонид Жаровский с этим утверждением не согласен:

- В процентном соотношении «Троллейбусное управление» было менее убыточным, чем автобусный парк. Его закрыли, потому что предприятие сложное, никто не хочет с ним возиться. Открыли десятки маршрутов, аналогичных троллейбусным, чтобы управление угробить. Все делают так, чтобы шанса на возвращение троллейбусов не осталось: снимают линии, режут провода - они же новые, чистейшая медь, ее сдавать могут по 300 рублей за килограмм.

То, что случилось с предприятием, Леонид Геннадьевич, сокрушаясь, называет трагедией. Он никогда не думал, что подобное может случиться:

- Был мэром Колядин - хуже была ситуация и финансовая, и техническая, но вытащили предприятие буквально за какие-то три-четыре года! А тут… слов не хватает, остается только махнуть рукой…

В руках «ГСТК»

«Троллейбусное управление» исчезло, став частью муниципального предприятия «ГСТК». Вместе с ним к «Городскому сервисно-торговому комплексу» перешло и все имущество предприятия, включая комплекс на улице Тенистой, 103. Теперь бывшее троллейбусное депо стало подразделением по эксплуатации и содержанию сетей наружного освещения. Однако кое-что там осталось по-прежнему.

Например, на прилегающей к зданию территории все так же стоят старенькие троллейбусы. В свое время их пытались продать в другие города, однако все потенциальные покупатели отказались. Отчаявшись, машины пытались отдать даже бесплатно - но и тут их никто не взял. Так, в прошлом году об этом говорил исполнительный директор трамвайно-транспортного управления Хабаровска Николай Илющенко:

- Брать абсолютно нечего, потому что лохматье, которое там стоит, нет смысла тащить. Нужных двигателей нет, кузовов - тоже. Рога и штанги есть, но у нас этого добра тоже хватает. Просим стекла, а они просят очистить им территорию - негде держать этот хлам.

Так и стоят машины в родном депо. И там же работают некоторые из прежних сотрудников. Как рассказали в пресс-службе администрации Благовещенска, после прекращения работы «Троллейбусного управления» работникам предлагались вакансии в структурных подразделениях «ГСТК». Сейчас согласившиеся с предложением люди работают в подразделении по эксплуатации и содержанию сетей наружного освещения, а также в других подразделениях «ГСТК».

- Да там человек десять осталось, - уточняет экс-директор Леонид Жаровский. - Водителям троллейбусов тогда предлагали вакансии уборщиц, в похоронном бюро полы мыть. Кто-то согласился, а кто-то - извините. Водители троллейбусов получали прилично - и после этого должны работать уборщицами за копеечную зарплату?

Однако, по данным мэрии, были и другие вакансии. Еще в 2015 году в связи с производственной необходимостью 12 водителей троллейбусов переучились и сели за руль автобусов. Они по сей день работают на муниципальном предприятии «Автоколонна 1275». Так что, пускай «Троллейбусное управление» исчезло с карты Благовещенска, но дело его живет.

А как у них?

Несмотря ни на что, в соседних с Амурской областью регионах троллейбусные управления все еще существуют. Наиболее развита троллейбусная сеть в Чите - в столице Забайкальского края действуют четыре маршрута, в наличии имеются 92 троллейбуса. Однако и проблем немало. Ежегодно «Троллейбусное управление» теряет пассажиров, которые пересаживаются на многочисленные маршрутки частников. Стареет троллейбусный парк - треть машин служат уже больше 20 лет и разве что пока не разваливаются. И все же закрывать «Троллейбусное управление» в Чите никто пока не планирует.

По-прежнему ездят троллейбусы и в Хабаровске. Правда, там действуют всего два маршрута, следующие в аэропорт, еще два пришлось отменить, так как что хабаровчане предпочитают коммерческий транспорт муниципальному. Причем один из маршрутов действует только по утрам в будни.

Два троллейбусных маршрута остались и во Владивостоке, где центром притяжения «рогатых» стал автовокзал. Единственное отличие от ситуации в Хабаровске заключается в том, что в приморской столице оба маршрута следуют ежедневно и до позднего вечера.

Уважаемые читатели, как вы считаете, нужны ли троллейбусы в Благовещенске? Делитесь своим мнением в комментариях.

 
Читайте также