Премия Рунета-2020
Благовещенск
0°
Boom metrics
Общество1 июня 2018 2:20

Благовещенск: переизбыток машин и отсутствие взаимопонимания горожан и власти

Что мешает сделать столицу Приамурья по-настоящему комфортной для ее жителей
Завтра Благовещенск отметит 162 года со дня своего основания.

Завтра Благовещенск отметит 162 года со дня своего основания.

Завтра Благовещенск отметит 162 года со дня своего основания. Накануне любых дат всегда хочется подвести какие-то итоги, чтобы понять, как жить дальше. Тем более если дело касается целого города, в котором живет более 200 тысяч человек. А хорошо ли им тут живется? Задавшись вопросом «соответствует ли Благовещенск требованиям современной урбанистики и на каком уровне находится качество городской среды?», мы пригласили в наш пресс-центр экспертов: начальника управления архитектуры и градостроительства Благовещенска Алексея Раханского, депутата Законодательного собрания Амурской области и дизайнера Сергея Труша, эксперта Амурского отделения «Народного фронта» и директора АмурСоЭС Юрия Гафарова и специалистов по проблемам урбанистики Яну и Игоря Кольцовых.

Живем неплохо?

- Для начала хочется отметить такой момент: на днях был опубликован отчет правительства РФ, в котором Амурская область оказалась на четвертом месте по реализации программы «Комфортная городская среда»…

Депутат Законодательного собрания Амурской области и дизайнер Сергей Труш.

Депутат Законодательного собрания Амурской области и дизайнер Сергей Труш.

Фото: Юлия ГОМАН

Сергей Труш: - Я видел этот отчет. Там показатели больше финансовые идут: сколько выделено, сколько освоено, что сделано. Почему мы заняли четвертое место? Большое влияние на реализацию программы оказало строительство большой детской площадки, а также участие других городов области в программах по модернизации дворов. Представленный отчет суховатый и бюрократический, а качественного состава я там не увидел. Меня лично больше интересует вопрос организации среды как, скажем, объекта воспитания. Я подхожу к подобным вещам с такой позиции: есть потребности и желания. Потребность - чтобы была площадка; желание - чтобы она была из пластика, вся модная, все на ней крутилось и вертелось и фонтанчик бил. Но насколько это востребовано и необходимо? У нас просто часто перемешиваются эти два понятия, и мы в итоге получаем некоторые объекты, которые не эксплуатируются. Например, поставили хоккейные коробки, которые в наших условиях не эксплуатируются: шайба пролетает навылет, потому что борта пластмассовые. Что мешало сделать фанерные? Ну, фанера - вроде как несовременно. Но если это работает, почему же тогда «несовременно»?

Алексей Раханский: - Качество городской среды зависит от многих факторов, основной из которых - нехватка средств. Но хочу сказать, что в Благовещенске качество городской среды не самое плохое в стране. Недавно во время танкового биатлона общались с военными, которые приехали на соревнования из центральной части России, так они говорили: «Как у вас хорошо, какие дороги и набережная, какая чистота». Так что город все-таки живет по средствам, и я надеюсь, что с каждым годом мы будем жить все лучше и лучше.

- Дефицит средств - это понятно. Но можно говорить о какой-то динамике?

Начальник управления архитектуры и градостроительства Благовещенска Алексей Раханский.

Начальник управления архитектуры и градостроительства Благовещенска Алексей Раханский.

Фото: Юлия ГОМАН

Алексей Раханский: - Создание комфортной городской среды - это программа общероссийская, деньги выделяются государством на конкретные объекты, которые надо благоустроить. Но создание комфортной среды начинается в том числе и с развития транспортной системы. За последние годы в Благовещенске были сделаны перекрестки улицы Мухина и Игнатьевского шоссе, улиц Калинина и Тенистой. Понятно, что возможности благоустройства перекрестка Тенистой и улицы Калинина исчерпали себя технически и здесь требуется развязка в нескольких уровнях, но ситуация там уже улучшилась. Для дальнейшей реконструкции требуются огромные деньги. Существуют и другие проекты, дороги в Благовещенске ремонтируются и строятся, на это областному центру каждый год выделяют значительные суммы (В 2018 году на эти работы выделено порядка 330 миллионов рублей. Что будет сделано в городе на эти деньги, читайте на нашем сайте. - Ред.).

Город для машин?

- Без дорог, конечно, вообще нельзя, но у горожан складывается ощущение, что город строится для машин, а не для людей…

Сергей Труш: - У нас ставка делается на машины, а должна - на общественный транспорт. Ведь машина - средство повышенной опасности, за всеми водителями не уследишь, они могут гонять, могут пьяными сесть за руль. А водителей автобусов все-таки проверяют. Проблема в том, что у нас, по моему убеждению, крайне дезорганизована перевозка пассажиров, поэтому люди используют автомобили. Их становится больше - замедляется движение по дорогам, повышается опасность. Если правильно организовать движение общественного транспорта, то машина в городе будет не нужна. Как пересадить людей в автобусы из автомобилей? Подсчитать, сколько в месяц уходит на машину. Если берем ее покупку, содержание, бензин, транспортный налог - уходит 7000 - 10 000 рублей в месяц, а на автобус, при нормальной организации - 1500 - 2000. У вас что, 8000 рублей лишние?

Эксперт Амурского отделения «Народного фронта» и директор АмурСоЭС Юрий Гафаров.

Эксперт Амурского отделения «Народного фронта» и директор АмурСоЭС Юрий Гафаров.

Юрий Гафаров: - Но не стоит забывать, что в Благовещенске работает огромное количество людей, которые живут вне города. Они без машин никак не обойдутся. У нас работают вся Владимировка, Усть-Ивановка, половина Тамбовки, Чигири, Кантон-Коммуна и другие. Туда организовать общественный транспорт, наверное, можно, но достаточно сложно.

Алексей Раханский: - На сегодняшний день в городе насчитывается 530 автомобилей на 1000 жителей. Вот посчитайте, сколько это, если у нас 215 - 217 тысяч человек живут. В генеральном плане города предусмотрена возможность расширения дорог: если где-то начинается новое строительство, оно ведется с учетом генерального плана.

Сергей Труш: - Если грамотно организовать перевозки, город можно проехать за 10 минут. Сейчас в обеденное время это занимает 25 - 30 минут. При этом движение интенсивное. У меня родственники живут в Новинке, у них дорога от Новинки до Благовещенска занимает столько же времени, сколько у меня, допустим, от дома до микрорайона.

Специалист по проблемам урбанистики Игорь Кольцов.

Специалист по проблемам урбанистики Игорь Кольцов.

Фото: Юлия ГОМАН

Игорь Кольцов: - Расширение дорог не поможет. Будет больше дорог - будет больше машин. Посмотрите на Владивосток - там сделали новую дорогу, и новые машины там стоят. Люди их из-под земли, по-моему, выкапывают. Поэтому так и будет продолжаться, пока не будет ориентации на пассажира, на человека, на пешехода. Правильно Сергей говорит: если общественный транспорт будет ехать 10 минут из одной точки в другую, а машина - 20 минут, то даже бизнесмен скажет: «Нет, у меня нет лишних 20 минут, чтобы тратить на транспорт». Так я еще могу внутри транспорта делать свои дела - я же не за рулем…

Научите пользоваться

- В том самом отчете, с которого мы начали нашу встречу, есть раздел «Вовлечение граждан в реализацию проекта». Как у нас благовещенцы участвуют в таких проектах? И готовы ли власти сотрудничать в этом вопросе с горожанами?

Специалист по проблемам урбанистики Яна Кольцова.

Специалист по проблемам урбанистики Яна Кольцова.

Фото: Юлия ГОМАН

Яна Кольцова: - Очень сложно реализовать какой-то проект у нас. Я три года получала городские гранты на реализацию проектов. И могу сказать, что надо в мэрию ходить каждый день, как на работу: то тут не так, то там не так, объясняешь каждую запятую. Очень тяжело найти точку соприкосновения. Я понимаю, что мэрия дает деньги и хочет понять, куда они идут, для чего и так далее. Но почему, когда мы спрашиваем мэрию, то на те же самые вопросы она нам не хочет отвечать? Есть проблема взаимодействия.

Игорь Кольцов: - У нас сам институт диалога с властью не налажен, потому что мы жили в Советском Союзе, где все говорила партия, потом мы пережили 90-е… Вот недавний пример. Меня пригласили в группу, которая займется разработкой благоустройства парка в Райчихинске. Специалисты приезжают туда и говорят людям: «Мы готовы вам сделать парк, но вы должны подключиться». И житель, с которым никогда не разговаривали, говорит: «Почему я должен что-то делать? Я всю жизнь плачу налоги, а тут мне говорят, что, мол, мы тебе сделаем двор, но если ты выйдешь его строить». Это что-то не так, потому что диалога нет.

Вот мы, как горожане, попытались поговорить о парке Дружбы (Подробнее о претензиях и предложениях общественников по проекту благоустройства парка Дружбы и о том, какие работы там на самом деле собираются проводить, читайте в ближайших номерах «КП». - Ред.). Нас послушали - или сделали вид, что послушали, - написали, что учтены наши замечания, хотя сути нашего предложения не уловили. А она была в идее, что городская культура развивается там, где научили пользоваться. Надо учить людей пользоваться городом. Городом должна пользоваться и администрация, а не только говорить, что денег мало. Денег всегда мало. Почему вы не спросите жителей, как сделать дешевле?

Яна Кольцова: - Можно сделать все красиво, идеально, но если не научили людей пользоваться, не включили их в эту систему, ничего работать не будет. Нужно развивать человеческий капитал, подключать жителей на стадии формирования программ. Если человек приложил свои усилия к чему-то, он будет это ценить.

Алексей Раханский: - Мы проводим почти каждую неделю публичные слушания по вопросам, которые касаются многих жителей города. Но практически никто на публичные слушания не приходит. Как правило, они проходят в четверг или в пятницу в 17.00. Вот пример: был разработан проект планировки межевания 800-го квартала. Все жители соседних домов были предупреждены о том, что будут проводиться публичные слушания и можно подавать заявки на выступления или оставить свое мнение в комиссии по правилам землепользования. И ни один человек из тех домов на публичные слушания не пришел.

Что нравится в городе? Да есть один двор…

- Проблемы в городе, конечно, есть. Но все-таки наверняка ведь есть объекты, созданные в городе за последние годы, которые вам нравятся?

Сергей Труш: - Мне раньше нравился сказочный городок за зданием администрации, построенный еще в 70-е. Я на этой площадке развивал фантазию. Ведь самое главное - развивать в ребенке фантазию. С тех пор у нас ничего такого не создается вообще. Хотя в поселке Аэропорт хорошая детская площадка есть, ее построил один из местных жителей, сам.

Алексей Раханский: - Есть хороший двор в микрорайоне, года два назад построенный. Там хорошая благоустроенная детская площадка, покрытие хорошее сделано, коробка хоккейная есть.

Яна Кольцова: - Хорошая детская площадка в районе улицы Василенко и Игнатьевского шоссе. Чем меня эта площадка порадовала - там видно взаимодействие родителей и детей, они там вместе что-то делали. Потому что есть проблема - общение родитель плюс ребенок. Особенно с папами. В России папа проводит с ребенком в среднем 8 минут в день. Это большая проблема, я это как социолог говорю.

Юрий Гафаров: - Как эколога меня в нашем городе ничего не радует. Разве что Первомайский парк, просто потому что его еще не убили. Нет, с экологией в городе не так плохо, просто могло бы быть лучше. Знаете, мне нравится наш город в целом. Наверное, потому что при его строительстве был заложен большой потенциал устойчивости города, он изначально правильно строился. И за счет этого потенциала Благовещенск пока держится. Но все решения, которые принимаются последние лет 20, все эти безумные дома, возникающие непонятно где и почему, все эти торговые центры, исчезающие зеленые насаждения - на мой взгляд, это все неправильно. И в последние годы не вижу ни одного объекта, который действительно радовал бы.

Игорь Кольцов: - Мне город в том виде, в котором он сейчас есть, не нравится. Впервые в этом году я задумался о переезде. Потому что, как правильно сказали, принимаются решения, не понятные никому. Мне нравится детская площадка в поселке Аэропорт - она шикарная, потому что ее сделал дядечка, который положил на нее свое здоровье и время. И мне нравится то, что Яна делает сейчас с парком Дружбы, потому что это на моей памяти такая первая открытая попытка побороться с бюрократией.

От редакции: Обсуждение в нашем пресс-центре было эмоциональное. Было сказано многое. Вот только к общему выводу прийти так и не удалось. А надо бы. Пусть иногда и создается впечатление, что простые горожане и чиновники разговаривают на разных языках и живут в разных вселенных, но ведь на самом-то деле все мы живем в одном городе. И только от нас самих зависит, каким этот город будет.