2018-06-01T08:11:15+03:00

Благовещенск: переизбыток машин и отсутствие взаимопонимания горожан и власти

Что мешает сделать столицу Приамурья по-настоящему комфортной для ее жителей
Поделиться:
Комментарии: comments1
Завтра Благовещенск отметит 162 года со дня своего основания.Завтра Благовещенск отметит 162 года со дня своего основания.
Изменить размер текста:

Завтра Благовещенск отметит 162 года со дня своего основания. Накануне любых дат всегда хочется подвести какие-то итоги, чтобы понять, как жить дальше. Тем более если дело касается целого города, в котором живет более 200 тысяч человек. А хорошо ли им тут живется? Задавшись вопросом «соответствует ли Благовещенск требованиям современной урбанистики и на каком уровне находится качество городской среды?», мы пригласили в наш пресс-центр экспертов: начальника управления архитектуры и градостроительства Благовещенска Алексея Раханского, депутата Законодательного собрания Амурской области и дизайнера Сергея Труша, эксперта Амурского отделения «Народного фронта» и директора АмурСоЭС Юрия Гафарова и специалистов по проблемам урбанистики Яну и Игоря Кольцовых.

Живем неплохо?

- Для начала хочется отметить такой момент: на днях был опубликован отчет правительства РФ, в котором Амурская область оказалась на четвертом месте по реализации программы «Комфортная городская среда»…

Депутат Законодательного собрания Амурской области и дизайнер Сергей Труш. Фото: Юлия ГОМАН

Депутат Законодательного собрания Амурской области и дизайнер Сергей Труш.Фото: Юлия ГОМАН

Сергей Труш: - Я видел этот отчет. Там показатели больше финансовые идут: сколько выделено, сколько освоено, что сделано. Почему мы заняли четвертое место? Большое влияние на реализацию программы оказало строительство большой детской площадки, а также участие других городов области в программах по модернизации дворов. Представленный отчет суховатый и бюрократический, а качественного состава я там не увидел. Меня лично больше интересует вопрос организации среды как, скажем, объекта воспитания. Я подхожу к подобным вещам с такой позиции: есть потребности и желания. Потребность - чтобы была площадка; желание - чтобы она была из пластика, вся модная, все на ней крутилось и вертелось и фонтанчик бил. Но насколько это востребовано и необходимо? У нас просто часто перемешиваются эти два понятия, и мы в итоге получаем некоторые объекты, которые не эксплуатируются. Например, поставили хоккейные коробки, которые в наших условиях не эксплуатируются: шайба пролетает навылет, потому что борта пластмассовые. Что мешало сделать фанерные? Ну, фанера - вроде как несовременно. Но если это работает, почему же тогда «несовременно»?

Алексей Раханский: - Качество городской среды зависит от многих факторов, основной из которых - нехватка средств. Но хочу сказать, что в Благовещенске качество городской среды не самое плохое в стране. Недавно во время танкового биатлона общались с военными, которые приехали на соревнования из центральной части России, так они говорили: «Как у вас хорошо, какие дороги и набережная, какая чистота». Так что город все-таки живет по средствам, и я надеюсь, что с каждым годом мы будем жить все лучше и лучше.

- Дефицит средств - это понятно. Но можно говорить о какой-то динамике?

Начальник управления архитектуры и градостроительства Благовещенска Алексей Раханский. Фото: Юлия ГОМАН

Начальник управления архитектуры и градостроительства Благовещенска Алексей Раханский.Фото: Юлия ГОМАН

Алексей Раханский: - Создание комфортной городской среды - это программа общероссийская, деньги выделяются государством на конкретные объекты, которые надо благоустроить. Но создание комфортной среды начинается в том числе и с развития транспортной системы. За последние годы в Благовещенске были сделаны перекрестки улицы Мухина и Игнатьевского шоссе, улиц Калинина и Тенистой. Понятно, что возможности благоустройства перекрестка Тенистой и улицы Калинина исчерпали себя технически и здесь требуется развязка в нескольких уровнях, но ситуация там уже улучшилась. Для дальнейшей реконструкции требуются огромные деньги. Существуют и другие проекты, дороги в Благовещенске ремонтируются и строятся, на это областному центру каждый год выделяют значительные суммы (В 2018 году на эти работы выделено порядка 330 миллионов рублей. Что будет сделано в городе на эти деньги, читайте на нашем сайте. - Ред.).

Город для машин?

- Без дорог, конечно, вообще нельзя, но у горожан складывается ощущение, что город строится для машин, а не для людей…

Сергей Труш: - У нас ставка делается на машины, а должна - на общественный транспорт. Ведь машина - средство повышенной опасности, за всеми водителями не уследишь, они могут гонять, могут пьяными сесть за руль. А водителей автобусов все-таки проверяют. Проблема в том, что у нас, по моему убеждению, крайне дезорганизована перевозка пассажиров, поэтому люди используют автомобили. Их становится больше - замедляется движение по дорогам, повышается опасность. Если правильно организовать движение общественного транспорта, то машина в городе будет не нужна. Как пересадить людей в автобусы из автомобилей? Подсчитать, сколько в месяц уходит на машину. Если берем ее покупку, содержание, бензин, транспортный налог - уходит 7000 - 10 000 рублей в месяц, а на автобус, при нормальной организации - 1500 - 2000. У вас что, 8000 рублей лишние?

Эксперт Амурского отделения «Народного фронта» и директор АмурСоЭС Юрий Гафаров.

Эксперт Амурского отделения «Народного фронта» и директор АмурСоЭС Юрий Гафаров.

Юрий Гафаров: - Но не стоит забывать, что в Благовещенске работает огромное количество людей, которые живут вне города. Они без машин никак не обойдутся. У нас работают вся Владимировка, Усть-Ивановка, половина Тамбовки, Чигири, Кантон-Коммуна и другие. Туда организовать общественный транспорт, наверное, можно, но достаточно сложно.

Алексей Раханский: - На сегодняшний день в городе насчитывается 530 автомобилей на 1000 жителей. Вот посчитайте, сколько это, если у нас 215 - 217 тысяч человек живут. В генеральном плане города предусмотрена возможность расширения дорог: если где-то начинается новое строительство, оно ведется с учетом генерального плана.

Сергей Труш: - Если грамотно организовать перевозки, город можно проехать за 10 минут. Сейчас в обеденное время это занимает 25 - 30 минут. При этом движение интенсивное. У меня родственники живут в Новинке, у них дорога от Новинки до Благовещенска занимает столько же времени, сколько у меня, допустим, от дома до микрорайона.

Специалист по проблемам урбанистики Игорь Кольцов. Фото: Юлия ГОМАН

Специалист по проблемам урбанистики Игорь Кольцов.Фото: Юлия ГОМАН

Игорь Кольцов: - Расширение дорог не поможет. Будет больше дорог - будет больше машин. Посмотрите на Владивосток - там сделали новую дорогу, и новые машины там стоят. Люди их из-под земли, по-моему, выкапывают. Поэтому так и будет продолжаться, пока не будет ориентации на пассажира, на человека, на пешехода. Правильно Сергей говорит: если общественный транспорт будет ехать 10 минут из одной точки в другую, а машина - 20 минут, то даже бизнесмен скажет: «Нет, у меня нет лишних 20 минут, чтобы тратить на транспорт». Так я еще могу внутри транспорта делать свои дела - я же не за рулем…

Научите пользоваться

- В том самом отчете, с которого мы начали нашу встречу, есть раздел «Вовлечение граждан в реализацию проекта». Как у нас благовещенцы участвуют в таких проектах? И готовы ли власти сотрудничать в этом вопросе с горожанами?

Специалист по проблемам урбанистики Яна Кольцова. Фото: Юлия ГОМАН

Специалист по проблемам урбанистики Яна Кольцова.Фото: Юлия ГОМАН

Яна Кольцова: - Очень сложно реализовать какой-то проект у нас. Я три года получала городские гранты на реализацию проектов. И могу сказать, что надо в мэрию ходить каждый день, как на работу: то тут не так, то там не так, объясняешь каждую запятую. Очень тяжело найти точку соприкосновения. Я понимаю, что мэрия дает деньги и хочет понять, куда они идут, для чего и так далее. Но почему, когда мы спрашиваем мэрию, то на те же самые вопросы она нам не хочет отвечать? Есть проблема взаимодействия.

Игорь Кольцов: - У нас сам институт диалога с властью не налажен, потому что мы жили в Советском Союзе, где все говорила партия, потом мы пережили 90-е… Вот недавний пример. Меня пригласили в группу, которая займется разработкой благоустройства парка в Райчихинске. Специалисты приезжают туда и говорят людям: «Мы готовы вам сделать парк, но вы должны подключиться». И житель, с которым никогда не разговаривали, говорит: «Почему я должен что-то делать? Я всю жизнь плачу налоги, а тут мне говорят, что, мол, мы тебе сделаем двор, но если ты выйдешь его строить». Это что-то не так, потому что диалога нет.

Вот мы, как горожане, попытались поговорить о парке Дружбы (Подробнее о претензиях и предложениях общественников по проекту благоустройства парка Дружбы и о том, какие работы там на самом деле собираются проводить, читайте в ближайших номерах «КП». - Ред.). Нас послушали - или сделали вид, что послушали, - написали, что учтены наши замечания, хотя сути нашего предложения не уловили. А она была в идее, что городская культура развивается там, где научили пользоваться. Надо учить людей пользоваться городом. Городом должна пользоваться и администрация, а не только говорить, что денег мало. Денег всегда мало. Почему вы не спросите жителей, как сделать дешевле?

Яна Кольцова: - Можно сделать все красиво, идеально, но если не научили людей пользоваться, не включили их в эту систему, ничего работать не будет. Нужно развивать человеческий капитал, подключать жителей на стадии формирования программ. Если человек приложил свои усилия к чему-то, он будет это ценить.

Алексей Раханский: - Мы проводим почти каждую неделю публичные слушания по вопросам, которые касаются многих жителей города. Но практически никто на публичные слушания не приходит. Как правило, они проходят в четверг или в пятницу в 17.00. Вот пример: был разработан проект планировки межевания 800-го квартала. Все жители соседних домов были предупреждены о том, что будут проводиться публичные слушания и можно подавать заявки на выступления или оставить свое мнение в комиссии по правилам землепользования. И ни один человек из тех домов на публичные слушания не пришел.

Что нравится в городе? Да есть один двор…

- Проблемы в городе, конечно, есть. Но все-таки наверняка ведь есть объекты, созданные в городе за последние годы, которые вам нравятся?

Сергей Труш: - Мне раньше нравился сказочный городок за зданием администрации, построенный еще в 70-е. Я на этой площадке развивал фантазию. Ведь самое главное - развивать в ребенке фантазию. С тех пор у нас ничего такого не создается вообще. Хотя в поселке Аэропорт хорошая детская площадка есть, ее построил один из местных жителей, сам.

Алексей Раханский: - Есть хороший двор в микрорайоне, года два назад построенный. Там хорошая благоустроенная детская площадка, покрытие хорошее сделано, коробка хоккейная есть.

Яна Кольцова: - Хорошая детская площадка в районе улицы Василенко и Игнатьевского шоссе. Чем меня эта площадка порадовала - там видно взаимодействие родителей и детей, они там вместе что-то делали. Потому что есть проблема - общение родитель плюс ребенок. Особенно с папами. В России папа проводит с ребенком в среднем 8 минут в день. Это большая проблема, я это как социолог говорю.

Юрий Гафаров: - Как эколога меня в нашем городе ничего не радует. Разве что Первомайский парк, просто потому что его еще не убили. Нет, с экологией в городе не так плохо, просто могло бы быть лучше. Знаете, мне нравится наш город в целом. Наверное, потому что при его строительстве был заложен большой потенциал устойчивости города, он изначально правильно строился. И за счет этого потенциала Благовещенск пока держится. Но все решения, которые принимаются последние лет 20, все эти безумные дома, возникающие непонятно где и почему, все эти торговые центры, исчезающие зеленые насаждения - на мой взгляд, это все неправильно. И в последние годы не вижу ни одного объекта, который действительно радовал бы.

Игорь Кольцов: - Мне город в том виде, в котором он сейчас есть, не нравится. Впервые в этом году я задумался о переезде. Потому что, как правильно сказали, принимаются решения, не понятные никому. Мне нравится детская площадка в поселке Аэропорт - она шикарная, потому что ее сделал дядечка, который положил на нее свое здоровье и время. И мне нравится то, что Яна делает сейчас с парком Дружбы, потому что это на моей памяти такая первая открытая попытка побороться с бюрократией.

От редакции: Обсуждение в нашем пресс-центре было эмоциональное. Было сказано многое. Вот только к общему выводу прийти так и не удалось. А надо бы. Пусть иногда и создается впечатление, что простые горожане и чиновники разговаривают на разных языках и живут в разных вселенных, но ведь на самом-то деле все мы живем в одном городе. И только от нас самих зависит, каким этот город будет.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также