Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество1 сентября 2018 16:00

Министр просвещения РФ Ольга Васильева: Мы сократили олимпиады и это правильно

1 сентября «главная учительница страны» ответит на вопросы в ток-шоу «Право знать!» на канале «ТВ Центр»
Юлия ПАЛАГИНА
Министр просвещения РФ Ольга Васильева

Министр просвещения РФ Ольга Васильева

Фото: Иван МАКЕЕВ

Ток-шоу ведущего Дмитрия Куликова «Право знать!» возвращается из летнего отпуска. Первый выпуск нового сезона логичным образом посвящен началу учебного года. Героиней ток-шоу стала министр просвещения Ольга Васильева. Вот некоторые тезисы из ее выступления:

О количестве учеников

– В этом году 15 600 000 учеников войдут в классы. 1 800 000 первоклассников впервые сядут за парты, для них начинается самое замечательное время, которое называется школа.

О Министерстве просвещения и Министерстве науки и высшего образования

– Я сама была сторонником разделения, как историк в том числе. В недавнем прошлом было три министерства: Комитет по науке и технике, Министерство просвещения и Министерство высшего образования и среднего профобразования. Сейчас два министерства.

Просвещать нужно всю жизнь. Образование – это обучение и воспитание. Человек с малых лет на протяжении всей жизни должен обучаться и просвещаться. Это тоже одна из задач министерства. Я очень рада, что вернулось историческое название 1803 года – просвещение.

О московском и провинциальном образовании

– У нас по-прежнему остались центры, которых не назовешь мегаполисами, но которые готовят лучших ребят для международных олимпиад. Это Киров, Пермь, Екатеринбург, Чувашия. В прошлом году при отсутствии астрономии в школах мальчик из Чувашии стал абсолютным призером международной олимпиады по астрономии. У нас есть научные центры Новосибирска, Дальний Восток, восточное отделение Академии наук, у нас есть Екатеринбург. В нашем национальном проекте, посвященном науке, есть очень четкая цель: создание 15 научно-образовательных центров в стране.

О количестве учебников

– Сейчас 1376 учебников, 468 – в начальной школе… Как правило, используется два-три учебника для того, чтобы сделать хороший урок, но отнюдь не 468.

Хороший пример по истории, историко-культурный стандарт, который был взвешен. Вспомните, какие там были дискуссии. Там 3 линейки. Вот 2-3 линейки на один предмет – больше не надо.

В октябре должны быть приняты другие предметные концепции по обществознанию, по географии, и тогда следует ожидать, что количество учебников по ним тоже сократится.

О сокращении олимпиад

– Мы сократили их и это правильно. Потому что у нас были случаи, когда олимпиадники занимали практически все бюджетные места. А ребенок, который хорошо учился, но не был участником олимпиады, не был лауреатом, оказывался в растерянности.

Шесть миллионов в прошлом и этом году участвовали в российской олимпиаде на всех четырех уровнях. А есть дети, которые не хотят или не могут по разным причинам – допустим, психологическим – участвовать в олимпиаде, но дают прекрасные результаты в чем-то другом. Я не считаю, что олимпиада – стопроцентная оценка того, что ребенок может. Должны быть тонкие и более щадящие оценочные мероприятия. Не только олимпийские.

О разнице зарплат московских учителей и их региональных коллег

– Экономическое развитие такое, что мы соизмеряем зарплату наших учителей с региональной зарплатой. Я очень надеюсь, что настанет время, когда будет иначе, но на сегодняшний день так.

Неправда, что мало, кто из молодых учителей идет работать в школы. На сегодняшний день у нас нехватка учителей менее 1 процента. И, как правило, это сельские школы. И самая большая нехватка преподавателей иностранного языка.

Про иностранные языки

– Я встречаюсь с преподавателями иностранных языков. Вопрос: что происходит? Почему, начиная со второго класса, на выходе ноль и страх в глазах? Главная наша задача: язык – это инструмент по окончании школы. Все страны через это прошли. Все получают инструментарий. Чем мы хуже? Все методики известны, просто надо захотеть это делать.

«Право знать!». ТВ Центр. Суббота, 1 сентября, 22.10 мск.