Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика4 октября 2018 13:00

Антон Алиханов: Мы утроили выпуск шпрот, возьмемся за креветки и устрицы

Губернатор Калининградской области считает, что культуру потребления рыбы в России надо прививать с детских садов
Кира НЕМИРОВА
Губернатор Калининградской области Антон Андреевич Алиханов.

Губернатор Калининградской области Антон Андреевич Алиханов.

Фото: Александр ГЛУЗ

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов считает, что в России крайне мало едят рыбу и морепродукты. И связывает это с тем, что в стране нет культуры потребления рыбы. Он уверен, что ее надо прививать с детских садов. А государство на федеральном и региональном уровне должно делать все, для насыщения рынка и снижения цен. Об этом он рассказал журналисту студии «КП» на Международном рыбном форуме, который прошел в Санкт-Петербурге в середине сентября.

- Антон Андреевич, чем привлекают вас как губернатора отраслевые форумы подобно этому?

- Это площадка для встреч, для общения нашего бизнеса. Это не только производители рыбы, рыбных консервов, но и производители оборудования, судостроители и т.д. А лично для меня и для правительства здесь хорошая возможность пообщаться с коллегами федерального уровня. Мы успели презентовать несколько проектов министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, с главой Росрыболовства Сергеем Шестаковым проговорили несколько вопросов, которые нам нужно решить. Будем с ними дальше работать. Это хорошая возможность встретиться не на бегу, а с глубоким погружением в тему.

- Как сейчас обстоят дела в рыбохозяйственной отрасли Калининградской области?

- Мы очень успешно в последние три года занимаемся рыбным направлением. Уже почти полностью модернизировали прибрежную инфраструктуру, что значительно повысило качество продукции. Также утроили выпуск шпрот, и теперь занимает почти треть на консервном рынке по рыбной продукции в целом по России. У нас в основном развито прибрежное рыболовство – добываем мелкосельдевые рыбы. Ну и, конечно, перерабатываем океанический лов, того, что привозят нам из Атлантики. Сейчас мы встречались с потенциальными резидентами особой экономической зоны, которые будут строить свои проекты не только на кильке и салаке, но на других видах рыбы.

- Собираетесь ли строить флот, который выходит в океан?

- Крупнотоннажный флот, наверное, не совсем наша специализация, но у нас сейчас стоит задача обновления и повышения производительности прибрежного флота. Первым на нашей калининградской верфи мы модернизировали судно «Капитан Лобанов», мы практически заново его построили. И сейчас у нас есть новые проекты, которые купили наши компании. Пять новых маломерных рыболовных траулеров рефрижераторного типа. Будем концентрировать усилия в ближайшие годы на обновлении флота и на аквакультурных проектах. Сегодня на встрече с министром сельского хозяйства обсуждали вопрос того, чтобы и федеральные средства какие-то направлялись на это направление.

- Вы обмолвились, что конкуренция – это хорошо. Вы действительно не боитесь конкуренции? Кто в России для вас конкурент?

- Действительно, мы в каком-то смысле являемся апологетами свободного рынка, понимаем, что современный мир – это мир периодически вспыхивающих торговых войн, протекционизма и т.д. Конечно, если где-то обижают нас, то мы вынуждены на это реагировать. Поэтому в какой-то мере наш рыбопромышленный комплекс получил свои выгоды и плюсы от достаточно сложных отношений с прибалтийскими государствами. Понятно, что отсутствие их на рынке дает нам определенные выгоды, которыми мы пользуемся. Но эти дополнительные доходы, которые возникают у наших производителей рыбной продукции, должны направляться на обновление флота, обновление инфраструктуры, чтобы потом иметь возможность конкурировать потом со всеми на равных, когда закончатся все санкции.

- На ваш взгляд, каким должен быть оптимальный набор рыбы в магазине, и какие цены должны быть?

- Несмотря на то, что ловить мы стали в последнее время много, но на цены это не всегда влияет в сторону понижения. Потому что много нюансов, в том числе таких как сохранение рыбы. Многим проще ее сгрузить, условно говоря, иностранцам, потому что они имеют возможность ее хранить, заморозить правильным образом, не испортив качество, чем везти на берег, не имея нормальных мощностей по выгрузке, по хранению и т.д. Поэтому мы пошли от самого начала, от берега. Чтобы мы имели возможность выгружать и морозить рыбу не брикетами, как это было раньше. Тогда после разморозки половину можно было отдавать на корм пушным зверям, потому что в консервы это сырье уже не годилось. А сейчас у нас индивидуальная заморозка каждой маленькой шпротины происходит.

- Прямо в траулере?

- Нет. У нас рыбные насосы, которые позволяют хранить живую рыбу в судне, а потом аккуратно выгружать на берег на переработку. И дальше уже индивидуальная заморозка. Качество продукции растет в разы, и доходы, соответственно, тоже. Я надеюсь, что такого рода проекты позволят как минимум если не опустить цены, то серьезно замедлить их рост. Потому что мы всегда ждем, когда же цены снизятся.

- А когда россияне будут есть отечественные мидии и устрицы?

- Мы над этим тоже работаем. Только что обсуждали два аквакультурных проекта – такие экзотические вещи, как гребешок и креветка. У нас есть несколько промышленных предприятий, которые обладают избытками тепла, электричества, и мы планируем сделать совместные производства. У наших коллег подсмотрели технологию. Я думаю, в следующем году уже начнем реализацию таких проектов. Это очень интересно, а главное, спрос есть на это.

- Всемирная организация здравоохранения посчитала, что люди должны съедать не меньше трех порций рыбы в день. Россияне едят ее катастрофически мало. Что делать?

- Это культура. Я думаю, ее надо прививать всеми возможными способами. Я знаю, были проекты относительно рыбы в школе. Детям, мне кажется, это надо прививать, чтобы они учились определенной культуре потребления рыбы. Ну и, конечно, восстановление системы специализированных магазинов – «Океан», еще каких-то – это такая хорошая вещь, которую обязательно надо совершенствовать и развивать. У нас, например, «Рыбный порт», «Нацрыбресурс» сейчас будут реализовывать несколько проектов, правда, с речными видами рыб, но, тем не менее, прямо в порту у них есть специализированный магазин с очень низкими ценами, который стал такой точкой притяжения. Я думаю, что такого рода проекты нужно развивать, чтобы люди имели возможность покупать ее дешево и приучать себя к культуре потребления.

- Долгосрочные тренды потребления рыбы…

- Сегодня говорилось много относительно изменения климата, относительно миграции рыбы. Я бы пожелал нашему Министерству сельского хозяйства, Росрыболовству и в целом нашему государству все-таки не терять темпы, не терять тех позиций, которые были в свое время завоеваны относительно науки. Потому что это в том числе позволит нам сохраниться с точки зрения квот на добычу редких или ценных пород водных ресурсов. Это очень важно. На мой взгляд, пора на это направление направить ключевое внимание. Потому что мы здесь можем очень много потерять, если не сделаем каких-то определенных усилий на этом направлении.

Напомним, II Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий прошли в Санкт-Петербурге с 13 по 15 сентября. Собрались представители бизнеса, органов власти, экспертного сообщества из более 60 стран — чтобы обсудить актуальные темы отраслевой повестки. Среди них - рациональное освоение ресурсов Мирового океана, обеспечение устойчивого рыболовства, глобальной продовольственной безопасности.

На Конференции «Наша рыба: стратегия продвижения отечественной рыбной продукции на российском рынке» эксперты попытались разобраться в том, что сегодня можно предложить покупателю и какой товар он ждет от рыбной отрасли. Организаторами секции выступили Росрыболовство, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) и Издательский Дом «Комсомольская правда», который весь год в информационном поле ведет проект «Наша рыба».