Премия Рунета-2020
Самара
+1°
Boom metrics
Общество22 июля 2019 14:10

«Деньги клиентов быстро начинаешь считать своими»: работница турагентства рассказала, как отпускников кидают на деньги

Откровения работницы турагентства, владелицу которого сейчас судят за обман покупателей путевок
Отпуск может сгореть быстрее, чем кажется

Отпуск может сгореть быстрее, чем кажется

В прошлом году в Самаре около десятка человек остались без отпуска: три миллиона рублей, которые жаждущие отдыха горожане заплатили за желанную поездку на Бали и Гоа, в Египет, Грецию. Люди отдавали по 20-200 тыс. рублей в качестве доплаты, первого взноса, залога. А когда подходил день Икс - на руки не получали ничего. Самое интересное, что продолжалась история не один месяц: пока дамочка обманывала других отпускников, те, кто уже стал жертвой мошенничества, ждали, когда им вернут деньги и не обращались в полицию. На правах анонимности экс-сотрудница этого агентства рассказала, почему такой обман стал возможен и можно ли вообще уберечься от обмана, приобретая путевку.

«Десять тысяч – и ты турагентство»

Я уволилась из турагентства, о котором идет речь, еще до того, как начались суды. Это меня спасло - когда все посыпалось, я уже была в другой компании и мое имя со скандалом не связывали. В нашем бизнесе все вообще строится на честном имени и контакте с клиентами: нужна база туристов, которым понравилось, как ты свозила их отдыхать. А стать агентством вообще проще простого, это же не туроператоры, у которых огромные требования к «страховочным деньгам». Уставной капитал в 10 тыс. рублей, регистрация ИП – и делай, что хочешь. Сложнее стать официальным представителем какого-то агентства, но многим этого и не нужно. Главное – зовущее название. Включаешь что-то про горящие туры – и тебя находят по поиску в соцсетях, в интернете. Это агентство также сотрудничало с крупными сайтами-агрегаторами, где наша директор находила клиентов. Все люди хотят купить путевку дешевле. Наши клиенты – это те, кто покупался на дополнительную скидку и приходил к нам. Офис в новом доме, рядом с хорошей транспортной развязкой. Часы, красивая мебель, конфеты у стойки: главная задача, чтобы клиент расслабился, понял, что он в надежных руках.

Для хозяйки это уже было третье агентство. В двух она работала под своей девичьей фамилией, потом поменяла паспорт. В интернете негативных отзывов было достаточно, поэтому у нас была задача писать в тех же темах отзывы позитивные. Мол, все хорошо, слетали волшебно, а все плохое – это происки конкурентов. И на это попадались. Я бы в первую очередь верила тем, кто пишет негатив: это же легко проверить, можно связаться с этим пользователем. Обиженные люди рассказывают свои истории охотно, так что проверить информацию проще простого.

Добрались до курорта? И это уже хорошо

Добрались до курорта? И это уже хорошо

«Чужие деньги просто жгут карман»

Дело попало в суд в прошлом году. Обманы и махинации с деньгами продолжались года четыре точно. Работает это как финансовая пирамида: клиент приходит, ему описывают тур, «продают» прекрасный отель, очаровывают и обещают скидку. Обычно - «тур по этой прекрасной цене только сегодня и только для вас». Цель – запудрить мозги, чтобы клиент не особенно внимательно изучал договор. А там – всякие прописные истины о возможности замены отеля, изменении времени вылета и так далее. Нужно это для того, чтобы иметь возможность для маневра. Вы приходите за туром в марте, путевка – на август. Вносите предоплату или платите все деньги, получаете липовое подтверждение о бронировании через пару-тройку дней. На самом деле никто не бронирует вам место у туроператора, как вы рассчитывали: в нужно отеле и на нужные даты. Полученные деньги отправляются в банк, где на них все это время будут капать проценты, или вкладываются в какие-то предприятия. У нашей хозяйки был другой бизнес по продаже тканей и одежды. Все деньги крутились там. Потом, когда подходило время, тур все же бронировали. В лучшем случае – в тот же отель и на те же даты, как и договаривались. Приемлемый вариант: замена отеля и сдвинутые даты «как будто по вине туроператора. Поэтому нет ничего удивительного, что часть клиентов оставалась довольна и приходили второй, третий раз. Но чаще всего отели брали более дешевые, путевку приобретали по горящей цене, разницу хозяйка клала в карман.

Еще одна хитрость: обязательно продать в пакете страховку на случай невыдачи визы. При этом документы мы просто не отправляли в посольство, а клиентам сообщали об отказе и предлагали тур в безвизовом направлении. Большинство соглашались, а у нас на руках оставались 10-20 тыс. рублей, как будто бы «невозвратная сумма страховки».

Я сейчас продолжаю работать в турбизнесе и вижу, что это частое явление: чужие деньги жгут карман. Дело в том, что некую сумму клиент отдает за воздух. И есть большой соблазн что-то провернуть с ними. Это человеческий фактор: в целом компания может быть респектабельной, думать о своих клиентах, а какой-то оператор окажется нечист на руку. В маленьких же турагентствах из двух человек это еще проще: за тобой же никто не следит практически. Некоторые компании вообще заключают договор на информационную услугу, а не на продажу тура. И никто внимательно бумаги не читает, если хорошей ценой поманили.

Выбираешь отпуск - а его ещё может и не быть

Выбираешь отпуск - а его ещё может и не быть

«Вместо отдыха для других – красота для себя»

В турагентстве, где я работала, кульминацией стал момент, когда у хозяйки какие-то проблемы с мужем случились и заодно неприятности со вторым бизнесом. Я ушла, когда к нам клиенты начали чаще приходить и закатывать скандалы. То есть если она раньше одни долги закрывала деньгами новых клиентов, то теперь вливаний стало меньше, и начался трэш. Причем погибать женщина решила с музыкой и просто набрала у всех клиентов, кто уже с ней ездил, денег на новые туры и просто не стала заказывать ничего. Потом говорила, что операторы банкротятся, что у нее проблемы, обещала вернуть деньги. Меня удивило, что клиенты пошли в суд далеко не сразу. И это дало ей возможность набрать под три миллиона рублей. Сейчас она стала гораздо лучше выглядеть – прическу сделала, пластику. Уверена, что на те деньги. Пока суд еще будет идти, пока решение какое-то принято – сейчас можно отсидеться под подпиской о невыезде.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Как не позволить обмануть себя, покупая отпуск:

- Прочитайте в интернет отзывы не только на тот сайт, где вы нашли предложение, но и на само агентство и на менеджера, который с вами работает. Если негатива слишком много – напишите лично авторам разных отзывов, так вы поймете, что происходит.

- Внимательно читайте договор. В нем должны быть зафиксированы условия путешествия, случаи, в которых может происходить замена. Турагентство отвечает, если вам не выдали документы, обманули в категории отеля, навязали страховку или же требуют не ту цену, по которой продавали тур.

-Внешность имеет значение. В турагентстве должен быть городской телефон, если вам выдается чек, а не квитанция, подписанная от руки – это плюс.

- Хорошо, если у агентства есть договор с несколькими туроператорами, они проверяют своих партнеров.

- Постоянные скидки – это странно. Агентство не может работать себе в убыток, и если предлагаемые цены сильно ниже тех, что на сайте у туроператора – не ведитесь.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Проблема не в горящих турах»

Елена МАРТЫНЕНКО, директор туристической компании «Профцентр»:

- Часто, когда говорят об обмане туристов, приводят в пример горящие туры. Но здесь все на самом деле прозрачно. Это скидка от туроператора для того, чтобы обеспечить себе равномерное распределение заказов. Например, есть чартер, который заполнен не полностью, и можно продать места дешевле, есть блок бронирования в отеле, который можно отдать со скидкой. Турагентства просто предлагают большему количеству пользователей этот вариант от оператора. И, естественно, это подходит тем, кто готов рисковать: отель может быть хуже, чем вы думаете, чартер перенесут и так далее. Это осознанные риски. А вот про эту историю я уверена, что это человеческий фактор, жалко, что такие нечестные на руки люди создают впечатление обо всей отрасли в целом.