Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды2 марта 2020 12:30

Кто сказал, что нет настоящей и чистой любви: умер Улай, любимый мужчина Марины Абрамович

Марина Абрамович и Улай называли себя частью одного тела
На 77 году жизни в Любляне от рака скончался художник перформанса Уве Лайсипен, чей псевдоним Улай знают даже те, кто не увлекается современным искусством

На 77 году жизни в Любляне от рака скончался художник перформанса Уве Лайсипен, чей псевдоним Улай знают даже те, кто не увлекается современным искусством

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

На 77 году жизни в Любляне от рака скончался художник перформанса Уве Лайсипен, чей псевдоним Улай знают даже те, кто не увлекается современным искусством. Их сложный и противоречивый союз с сербской художницей Мариной Абрамович стал символом любви, равноценным союзу Гала и Сальвадора Дали, Мастера и Маргариты, Фриды Кало и Диего Ривера.

Вместе Улай и Марина создали серию непревзойденных по красоте перфомансов, ставших метафорой любви и отношений.

В 1977 году Улай с Мариной Абрамович просидели 17 часов спина к спине со связанными волосами.

В 1977 году Улай с Мариной Абрамович просидели 17 часов спина к спине со связанными волосами.

Фото: wikimedia.org

В 1977 году они просидели 17 часов спина к спине со связанными волосами. Целовались семнадцать минут, дыша выдохами друг друга, пока у них не закончился кислород и оба не упали замертво. Обнаженными били друг друга до потери сил. Фотографии этих работ разошлись миллионными тиражами и известны по всему миру.

Улай родился в 1943 году, в немецком городе Золинген. Жил и работал в Амстердаме, а в последние годы - поселился в Любляне. Он считал себя космополитом: «Я принимаю идентичность через изменения. Это странная концепция, но я жил этим. ... ".

С Мариной Абрамович они познакомились в 1976 году в Амстердаме. Вместе создали из себя коллективное существо, которое называли «другое». Одинаково одевались, вели себя как близнецы, говорили о своей паре только как о части одного двухголового тела. Их союз продолжался чуть больше десяти лет, а свой, без преувеличения, великий перформанс «Энергия покоя / Остаточная энергия», представили в 1980 году.

Марина держала лук, а Улай - натянув тетиву, целых четыре минуты целился ей в сердце. Малейшая неосторожность Улая - и Марина могла бы умереть. Но, как писали критики, так доверять мужчине могла только бесконечно влюбленная женщина.

"У меня было все, что я хотела: любимый мужчина, общая работа, радикализм, никаких компромиссов. Мы с ним, наш пес - и Вселенная", - говорила Марина Абрамович.

Вместе Улай и Марина создали серию непревзойденных по красоте перфомансов, ставших метафорой любви и отношений

Вместе Улай и Марина создали серию непревзойденных по красоте перфомансов, ставших метафорой любви и отношений

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Они планировали пожениться в формате перформанса. Предполагалось, что Марина и Улай начнут путь с разных концов Китайской стены и встретятся на середине. Однако за восемь лет, которые художники ждали разрешения от китайских властей - многое изменилось. Великая любовь закончилась. В 1988 году Улай и Марина встретились на стене и, попрощавшись, разошлись в разные стороны.

В день смерти Улая многие СМИ называют художника великим и выдающимся. И это правда, как правда и то, что в союзе Улая и Марины феминистическая повестка вышла на первый план и выдающегося мужчину-художника затмила женщина-художник.

После расставания Улай продолжил заниматься фотографией, исследуя маргинальных личностей в современном обществе. Много времени уделял вопросам экологии, посвящал работы воде и даже сам называл себя водой. В прошлом году Фонд Улая открыл проектное в Любляне проектное пространство для молодых художников.

О том, что художник смертельно болен - стало известно несколько лет назад, когда режиссер Дамжан Козоле снял документальный фильм «Проект: рак», в котором Улай прощается с друзьями.

Марина Абрамович и Улай называли себя частью одного тела

Марина Абрамович и Улай называли себя частью одного тела

Фото: Личная страница героя публикации в соцсети

По словам художника, главным стимулом его жизни были честность и уязвимость: «Я правда думаю, что сумел решить многие ситуации в своей жизни - именно потому, что был уязвим", - говорил он.

Они примирились с Мариной в 2010 году, когда спустя двадцать с лишним лет встретились вновь. Постаревшая, но по-прежнему красивая Абрамович в красном платье представляла работу "В присутствии художника", продолжавшуюся более 700 часов. Полторы тысячи людей пришли в галерею МоМа, чтобы сесть напротив и в течение минуты смотреть ей в глаза. Был среди зрителей и Улай. Она знала, что он придет, но не смогла сдержать чувств.

Марина знала, что Улай придет, но не смогла сдержать чувств.

Марина знала, что Улай придет, но не смогла сдержать чувств.

Фото: YouTube

Эти кадры облетели весь мир. Марина смотрит куда-то вниз, потом медленно поднимает голову и встречается взглядом с ним. Он - постаревший, очень худой, в черных конверсах. Качает головой, смешно надувает щеки. Очевидно, что ему неловко и он всеми силами хочет держать себя в руках. Но в его голубых глазах сияет такая радость, которую невозможно сыграть. А в ее глазах - стоят слезы.

Кто сказал, что нет на свете настоящей и чистой любви?

Марина Абрамович протягивает ему руки.

Умер Улай, любимый мужчина Марины Абрамович

Умер Улай, любимый мужчина Марины Абрамович

Фото: Личная страница героя публикации в соцсети

Про эту встречу написана песня Ulay Oh и снят ролик, который лично мне напоминает знаменитую сцену из "Семнадцати мгновений весны". Когда я смотрю его - то неизменно плачу.

Великие художники могут останавливать время в его пиковые моменты. Их встреча спустя годы - это еще одно такое остановленное мгновение. Возможно, самое прекрасное.

Я знаю, что спустя несколько лет они опять поссорились, из-за денег и авторских прав. Но это - другое. Это то, что пройдет, не остановившись, и даже уже сейчас - совершенно неважно.