Премия Рунета-2020
Благовещенск
+15°
Boom metrics
БАМ
Эксклюзив kp.rukp.ru
22 мая 2024 5:05

Продолжая писать историю: в Тынде почти полвека работает музей истории БАМа

Музей в столице БАМа уже полвека рассказывает историю великой стройки
БАМ стал поистине всесоюзной стройкой. Комсомольцы Донбасса, 1981 год. Фото из коллекции музея истории БАМ

БАМ стал поистине всесоюзной стройкой. Комсомольцы Донбасса, 1981 год. Фото из коллекции музея истории БАМ

Байкало-Амурская магистраль стала одним из крупнейших проектов прошлого века, оставшись навсегда в памяти целого поколения его молодых строителей-комсомольцев. Многие из них навсегда связали свою жизнь с этими суровыми северными краями, через крутые сопки, бесконечные мари и широкие реки которых они проложили стальную нитку железной дороги, соединившей Сибирь и берега Тихого океана.

Память БАМа бесконечна, как само невероятное пространство, раскинувшееся между Байкалом и Советской Гаванью. Но большая часть ее хранится в стенах небольшого двухэтажного здания в столице Магистрали – северном амурском городе Тында. Именно здесь с 1976 года по крупицам собирают фотографии и раритеты великой стройки, а главное – воспоминания тех, кто сделал возможным этот невероятный по масштабам и дерзости замысла проект.

Митинг в честь укладки "Золотого звена", 1984 год. Фото из коллекции музея истории БАМ

Митинг в честь укладки "Золотого звена", 1984 год. Фото из коллекции музея истории БАМ

В июле этого года Амурский областной совет депутатов трудящихся постановил организовать в еще молодом городе Тында музей, предназначенный обобщить трудовой подвиг строителей Байкало-Амурской магистрали. И с 1 августа 1976 года музей истории БАМа начал свою работу, которую продолжает уже почти полвека.

За это время здесь накоплено 44 тысячи единиц раритетов, относящихся к истории всесоюзной стройки – фотографии, документы, значки, вымпелы, инструменты строителей, экспонаты природы тех мест, где пролегла магистраль и многое, многое другое. Не случайно музей истории БАМа занимает второе место в Амурской области по количеству экспонатов после областного краеведческого, а среди муниципальных – уверенно лидирует.

Строительный десант идет по зимнику, 1970-е годы. Фото из коллекции музея истории БАМ

Строительный десант идет по зимнику, 1970-е годы. Фото из коллекции музея истории БАМ

А самый крупный и необычный экспонат из всей огромной коллекции лежит прямо перед входом в музей. Это бочка-вагончик с улицы Диогена. В таких бочках в первые годы возникновения юного города жили сотрудники дирекции строительства магистрали. А в одной из них зародилась литературная студия «Звено». Поэтому значительное место в экспозиции бочки занимают книги, фотографии и рисунки творческих строителей БАМа.

Экспозиция музея охватывает всю историю БАМа – от первой попытки его строительства в 30-40-е годы прошлого века до его успешного завершения его в 80-х годах. Но ведь с окончанием строительства история магистрали не прервалась. Поэтому отдельный зал экспозиции посвящен работе железнодорожников, водящих поезда по северному железнодорожному пути и дорожному быту тех, кто путешествовал по нему.

Портал Нагорненского тоннеля. Фото из коллекции музея истории БАМ

Портал Нагорненского тоннеля. Фото из коллекции музея истории БАМ

Отдельная экспозиция посвящена столице Байкало-Амурской магистрали – городу Тында. От момента, когда это был небольшой поселок в далеком «медвежьем» углу Приамурья, до превращения его в один из самых современных и красивых городов позднего Союза.

Посетители выставки могут увидеть и суровую красоту природы тех мест, через которая прошла нить железной дороги и ознакомиться с жизнью коренных обитателей этих мест – эвенков. К слову, многие станции БАМа носят именно эвенкийские названия. Посетители могут окунуться в быт северных охотников и оленеводов: узнают о различных хитростях, используемых таёжниками на охоте с давних времен, выясняют, какой тайный смысл несут в себе наскальные рисунки и неповторимые по красоте эвенкийские узоры и многое другое.

Знаменитый Улукиткан - проводник экспедиций 40-х годов и герой произведений Г.А. Федоссева. Фото из коллекции музея истории БАМ

Знаменитый Улукиткан - проводник экспедиций 40-х годов и герой произведений Г.А. Федоссева. Фото из коллекции музея истории БАМ

Музей, как и сам БАМ, продолжает развиваться. Он уходит в «цифру», тем самым открывая историю магистрали жителям всей России. «БАМ – стройка века», «Голоса эпохи», «Музейный подкаст» – эти другие проекты доступны для просмотра на сайте музея, в госпабликах и в видеохостингах. Есть музей и на платформе Минкультуры России "Артефакт", где демонстрируется онлайн-выставка об изысканиях и проектировании трассы БАМа.

Трасса БАМ проходит по диким и прекрасным местам. Фото из коллекции музея истории БАМ

Трасса БАМ проходит по диким и прекрасным местам. Фото из коллекции музея истории БАМ

А особая гордость музея – проект «Цикл видеорассказов об улицах Тынды», который является лидером в категории «Культура» по России на цифровой платформе «Смартека».

Музей выступает не только хранителем истории великой стройки. Он продолжает писать эту историю, собирая и изучая факты, делая наследие личным достоянием каждого.

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

Обсудить опубликованные истории можно в наших социальных сетях: VK, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Благовещенск» обязательна.