Главная (выберите раздел)

Кино и «Немцы»: водевиль про «Рэмбо курильщика»

Время прочтения: 4 минуты
Дата публикации: 7 мая 2021

Сериал по мотивам романа Александра Терехова — лоскутное одеяло, сшитое из компромиссов, а не честное высказывание.

(Внимание! Текст содержит спойлеры к содержанию сериала «Немцы». Если вы опасаетесь, что это помешает вам смотреть сериал, лучше прочтите общий обзор проекта и узнайте, при чем здесь немцы).

В 2012 году Александр Терехов выпустил очень странный роман «Немцы», который до сих пор часто называют сатирой на российскую коррупцию. Это самая поверхностная характеристика книги, даже с учетом того, что святое право читателя — трактовать текст как ему угодно. Сам Терехов говорил в интервью, что писал о любви. Действительно, любовь главного героя к дочери — единственное, что позволяет ему оставаться человеком, возвышает его над грязью мира и собственными пороками. В последней сцене романа герой раскинул руки, чтобы заключить в объятия бегущую ему навстречу дочь — это момент ожидания счастья, высший смысл существования, после чего не страшно и умереть. Особое обаяние книге придает неявная сюрреалистическая оболочка — те самые немцы в сюжете, удерживающая повествование на краю пропасти публицистического высказывания.

Сценаристы сериала «Немцы», снятого «по мотивам», были вынуждены переработать исходник

Перенести на экран текст, наполовину состоящий из внутренних монологов — та еще задача. Сценаристы сериала «Немцы», снятого «по мотивам», были вынуждены переработать исходник, добавив действия и обогатив его новыми сюжетными линиями, но по ходу процесса выплеснули из корыта смыслов самого Терехова. «А причем здесь первоисточник? Большинство зрителей никогда не прочитают роман», — эта реплика одного из кинокритиков отлично иллюстрирует пренебрежение индустрии к искусству так таковому.

«Немцев» снимали для НТВ

«Немцев» снимали для НТВ, предварительная премьера на онлайн-платформе KION — обычная практика последнего времени, когда стремительно растущий рынок стриминговых сервисов подсасывает контент где только можно.

Аудитория ТВ более консервативна (и это еще мягко сказано), она значительно старше пользователей онлайн-кинотеатров, к тому же телесериалы должны оставлять возможность фонового смотрения. Вот почему в «Немцах» возникла «интригующая» детективная линия с убитыми девочками и расследованием этих преступлений. На протяжении нескольких серий складывается ощущение, что убийства — дело рук маньяка, вокруг суетятся менты — все это весьма привычно для зрителя НТВ, но уводит фокус в сторону от идейной составляющей «Немцев». Да, в итоге этот детектив оказывается обманкой, сюжет возвращают в лоно экзистенциализма — девочек убивал не маньяк. Но дело сделано: кучу экранного времени сериал дышал именно этой интригой.

С той же целью — зацепить зрителя вкусненьким, пощекотать пикантненьким, сценаристы достают из сундуков еще один бродячий сюжет — про Лолиту

С той же целью — зацепить зрителя вкусненьким, пощекотать пикантненьким, сценаристы достают из сундуков еще один бродячий сюжет — про Лолиту, и делают дочь героя Эрну взрослой 17-летней девушкой. Для начала Эрна (Анна Завтур) спит с другом и начальником отца, потом с любовником матери. На внутренние метания времени не остается — она торопливо переживает за экологию планеты, произносит монолог о вредоносности человеческой цивилизации, но вульгарный движитель действия побеждает: если кого-то и можно в этой вселенной назвать маньяком, так это Эрну, заслуживающую смерти как никто другой. Она запоздало страдает от раздирающих ее противоречий, но гибнет — и это воспринимается как долгожданное возмездие (волком вывший отец, узнав, что дочь в коме, продолжил скакать зайчиком как ни в чем ни бывало). Возможно, сценаристы хотели сделать Эрну олицетворением самого Эбергарда (Евгений Коряковский), внятным проявлением борьбы его светлых и темных начал, но эта идея быстро зачахла.

Сценаристы — умные люди, и вряд ли хотели превратить «Немцев» в типовой детектив

Сценаристы — умные люди, и вряд ли хотели превратить «Немцев» в типовой детектив: сделав десяток уступок «массовому зрителю», они старательно тащат сюжет обратно. Так появились сквозные интермедии с инопланетянами, космонавтом — водителем трамвая и одной летающей тарелкой — явно подсмотрено во втором сезоне «Фарго», где НЛО тоже периодически возникали. Только в «Немцах» все это не придает оттенков смысла, а кренит действие в сторону веселого водевиля — проворовавшийся мэр Хассо (Виталий Коваленко) бежал от возмездия за границу, но по дороге вдруг вознесся.

Владимир Селезнев (слева) в сериале «Немцы»

Наконец, создатели сериала обстоятельно продумали энергичную кульминацию — куда до нее нескончаемой рефлексии Терехова! Эбергард превращается в Рэмбо и начинается замес со стрельбой (мед на сердце телезрителя). Раздобыв трофейный немецкий (а какой еще?!) автомат, он вершит возмездие: одного чиновника-ворюгу, заказавшего его убийство, кладет на месте, а других под дулом в прямом эфире в соцсети вынуждает признаваться в темных делишках. Затем он выдает трескучий монолог («Всю жизнь мне было стыдно, что я немец…»), окончательно низводя идею «Немцев» до противопоставления этносов, и просит друга пристрелить его самого. Антон Васильев профессионально изображает высокий пафос на крупном плане и жмет курок. Ну чем не «Ментовские войны»?

Кадр из сериала.

Разумеется, в таком виде показывать это зрителю было бы неправильно. Героизировать террориста? Еще чего. Чай, не прилепинский «Санькя», а с Тереховым, видимо, подписан правильный контракт. Поэтому в самом конце Эбергард опять едет в трамвае — словно бы очнувшись от морока. Вроде бы убит, а вроде и привиделось, может, флешбек, а может, и нет — получи, зритель, гранату открытого финала. В следующем кадре они с Эрной бегут по заснеженному пригорку, весело смеясь, что перекликается с финалом книги.

На фоне типичных для больших эфирных каналов сериалов он выглядит, пожалуй, даже неплохо и где-то даже революционно

Чтобы окончательно сгладить тему возмездия чиновникам, в «сцене после титров» (сценаристы и Marvel тоже любят) появляется старушка — на том самом месте, где вознесся Хассо. «Любую скотину жалко, а тут человеческая жизнь. Она одна на свете. Как бы тяжело не было… И подлецов полно кругом… А жизнь одна. Другой не будет», — говорит выразительница морали сей басни в уютном вязаном чепце.

«Немцы» представляет собой лоскутное одеяло, сшитое из компромиссов

В сухом остатке сериал «Немцы» представляет собой лоскутное одеяло, сшитое из компромиссов. На фоне типичных для больших эфирных каналов сериалов он выглядит, пожалуй, даже неплохо и где-то даже революционно — как говорится, смотреть можно. Но искусство, уж извините, компромиссов не терпит — оно от них бежит. Сериальные «Немцы» никак не тянут на авторское высказывание — и это даже печальнее, чем то, что от романной глыбы Терехова не оставили камня на камне.

Сериальные «Немцы» никак не тянут на авторское высказывание

«Немцы». Драма. 10 серий. По мотивам одноименного романа Александра Терехова.

Режиссер: Стас Иванов.

Сценарий: Стас Иванов, Максим Есаулов, Денис Латыпов, Елена Топильская.

В ролях: Евгений Коряковский, Анна Завтур, Антон Васильев, Дарья Урсуляк, Валерия Ланская, Юлия Марченко, Виталий Коваленко, Алексей Гришин и др.

Где смотреть: онлайн-кинотеатр KION.

Читайте также

Как честный журналист взяточником стал: сериал «Немцы» по роману Терехова

Сериал с понятным названием «Немцы» (онлайн-кинотеатр KION, с 28 апреля) стартовал в канун Дня Победы и зрителям, не читавшим одноименный роман Александра Терехова 2012 года, наверняка предстоит столкнуться с обманутыми ожиданиями: нет, это не про Великую Отечественную войну. Но поклонников книги, скорее всего, тоже ждет разочарование: сериал весьма вольно трактует тереховскую фабулу, и это еще полбеды.

В сериале появились новые сюжетные линии, а оставшиеся были сильно переиначены. Это и привело к тому, что в «Немцах» не осталось и половины того страшного очарования, сделавшего этот небезупречный, но яркий роман бесконечно переиздаваемым хитом и литературным событием (победитель премии «Национальный бестселлер», лауреат «Большой книги», финалист «Русского Букера»). (читать дальше)