Премия Рунета-2020
Благовещенск
+2°
Boom metrics

Как пережить ЕГЭ

Полезные советы онлайн-психолога Павла Жавнерова всем слушателям Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Для хорошей сдачи ЕГЭ важно не только хорошо всё выучить, но и не волноваться во время экзамена!

Для хорошей сдачи ЕГЭ важно не только хорошо всё выучить, но и не волноваться во время экзамена!

Фото: Иван ВИСЛОВ

Шевцова:

- Здравствуйте. Это программа «Здоровый разговор». Мне кажется, сейчас ответственный момент у детей, такой шаг в будущее, планы большие, большие стрессы, большие нервы. Мы решили поговорить сегодня со специалистом о том, как справиться со стрессом, как пережить ЕГЭ, как пережить вообще экзамены. Сегодня у нас в гостях онлайн-психолог Павел Жавнеров. Павел, наступает для детей страшный момент. Они уже были напуганы, уже были в стрессе, до того момента, как пришли на экзамен. Насколько это для человека нормальное состояние?

Жавнеров:

- Вообще испытывать страх это совершенно нормальное состояние для всего нашего человечества. Люди, так или иначе, спасались, не ели всякие нехорошие вещи, не забирались высоко, не заплывали далеко. Соответственно это страх, который удерживал их от каких-то неправильных, опрометчивых поступков. Но каждый раз надо понимать, что страх возникает только в том случае, когда человек боится за определенные последствия. И страх устроен таким образом, что, например, если вы стоите на краю обрыва, а за обрывом пропасть, то вы будете бояться подходить к краю обрыва, а не самой пропасти. Если взять детей, то они в первую очередь боятся за сдачу ЕГЭ, то есть за результат. Соответственно за этим есть те последствия, которых они опасаются.

Шевцова:

- То есть они боятся еще до того момента, как зашли в аудиторию, в класс. То есть когда они сидят и пишут, они уже не боятся?

Жавнеров:

- Конечно. Есть пять причин возникновения страха. Это то, что мы увидели, услышали, то, что почувствовали в теле, то, о чем подумали, то есть то, что запланировано, или то, о чем вспомнили. В этом случае, когда ребенок еще не пошел сдавать экзамен, а просто думает о том, что ему предстоит это делать, то он уже испытывает волнение.

Шевцова:

- Я почему-то сравнила этот момент с прыжком в холодную воду. Вот ты стоишь около озера, ты понимаешь, что можешь в эту воду прыгнуть, думаешь: а там холодно, наверное. И эти эмоции… Когда ты плывешь, тебе уже не очень страшно, а вот этот шаг сделать, это, наверное, больше пугает.

Жавнеров:

- Да, это и есть как раз последствия, за которые мы опасаемся. Возникает страх, соизмеримый с последствиями. Например, ногу сведет или обморожение. Вот это тот страх, который нас всегда и сдерживал. Чтобы произошли эти действия, надо этот страх преодолеть, сделать этот шаг, и тогда все получится.

Шевцова:

- Насколько психологическое состояние детей зависит от нас, родителей, насколько мы способны на них повлиять?

Жавнеров:

- Здесь на самом деле я веду своих клиентов, что я работаю непосредственно со страхом и тревогой, я замечаю, что воспитание, которое есть у детей от родителей, влияет чуть ли не на 50%. Почему? Потому что если мы представим ситуацию, ребенок сидит, он еще не знает, какие последствия ЕГЭ, он не задумывается, у него телевизор, игры, а мама или папа ходят вокруг с красными лицами, переживают, что будет потом, и они тем самым заражают, можно сказать, манерой восприятия этих событий в жизни, и ребенок начинает думать, что это какая-то катастрофа может случиться. Он начинает так же переживать. Он до конца не осознает последствий, он этим не занимался, но он видит реакцию своих родителей, начинает ее копировать, грубо говоря, испытывать те же эмоции. Поэтому очень важно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не боялся экзаменов, чувствовал себя спокойно, вы должны показывать ему в первую очередь пример.

Шевцова:

- А нет ли другой крайности, если родители к этому относятся вообще спокойно? Не будет ли у ребенка установка, то ерунда, не сдам, ничего не будет? Нет ли другой крайности, что они не боятся и ничего не делают?

Жавнеров:

- К счастью, у ребенка будет достаточно вокруг примеров того, как люди волнуются по этому поводу. Поэтому даже если его родители не переживают, он все равно будет встречаться с одноклассниками, с теми людьми, которые сдают, и он будет чувствовать это напряжение. Если мы говорим про ЕГЭ, дети в 17-летнем возрасте вполне понимают дальнейшее развитие событий, насколько это важный этап в их жизни. Поэтому здесь можно только снизить их беспокойство, но не убрать его вовсе.

Шевцова:

- Нам пришло сообщение: «Ни разу не парился на экзаменах (техникум и вышка). Люди падали в обморок, а я – нормуль». Это, кстати, бывает, когда падают в обморок, особенно девочки.

Жавнеров:

- Да, когда наступает определенное волнение. Я хотел сказать, что на то, как человек волнуется, влияет не только его черта характера, мнительность, окружение или обстоятельства, в которых он находится. Также немаловажным является то, что он делал накануне, как он кушал, как он спал, какое у него самочувствие. Чаще всего девушки могут упасть в обморок только из-за того, что они не поели, снизился уровень сахара в крови, понизилось давление, и они падают в обморок. Грубо говоря, они добавили к тому, что плохо себя чувствовали, еще и волнение. И тогда это сыграло такую злую шутку.

Шевцова:

- Каким-то образом с волнением можно справиться, заранее себя можно подготовить? Кто-то говорит: пей валерьянку, глицин. Это помогает – средства какие-то, медикаменты, народные средства?

Жавнеров:

- В принципе эмоциональную реакцию, проявление симптомов страха в теле это может помочь убрать, но на самом деле страх как таковой необходим для решения очень важных вопросов. Это наш организм реагирует так, как ему нужно. То есть не нужно этому противодействовать, потому что это совершенно естественные реакции. А если говорить о том, как снизить страх перед экзаменами, достаточно понять, что есть три базовых страха у любого человека, то есть этого боятся все. Грубо говоря, это страх за свою жизнь, страх за отношения окружающих и страх за свою психику. Если мы возьмем 17-летнего подростка, который сдает ЕГЭ, то он может бояться того, что не поступит в институт и будет жить не той жизнью, которой хотел. Это страх за будущее, за свою жизнь. Потом он может думать о том, что подумают о нем родители, будут ли они к нему так же относиться, что подумают о нем его близкие или его одноклассники. Или будет думать о том, что вдруг я плохо сдам, я это не вынесу, мне будет очень тяжело это пережить. В зависимости от того, за какие последствия боится ребенок, достаточно в рамках этих последствий разобрать все возможные варианты развития событий. Но их не так много. Он может сдать хорошо ЕГЭ, так, как планировал, или плохо. Соответственно важно, чтобы он во всех этих ситуациях понимал, какие последствия будут.

Шевцова:

- Павел, насколько у детей усиливается ощущение стресса и ощущение страха от тех обстоятельств, в которых происходит сдача ЕГЭ? Раньше, когда мы сдавали экзамены, мы приходили, в своей школе писали все мыслимые и немыслимые экзамены, и мне было спокойно, потому что вокруг стояли мои учителя, это была моя парта. Не обязательно со шпаргалкой, но это была для меня комфортная среда. Нынешние дети, мало того, что нервничают от самого факта сдачи экзамена, так их еще и помещают в условия, для них непривычные. Это как-то усиливает их стресс?

Жавнеров:

- Безусловно. Могу сказать, что сейчас условия сдачи ЕГЭ, на мой взгляд, очень суровые. Ребенок, помимо того, что для него это единственный раз сдача экзамена, после которого сложности какие-то с пересдачей, это новые условия, это процедура, которую он не особо знает, которую он не проверял, репетиций не проводится. Соответственно это уже налагает на него определенное тревожное состояние. Он, грубо говоря, может быть рядом не со своими учителями, видеть совершенно незнакомые лица, не знать, как себя вести в этой ситуации, чувствовать себя незащищенным еще больше. Соответственно тревожность из-за этого будет неуклонно повышаться.

Шевцова:

- Нынешние подростки очень подвержены стрессам. Регулярно у нас бывает информация о том, что они сводят счеты с жизнью после экзаменов. Это действительно на них так действует?

Жавнеров:

- Я бы сказал, что человек так испугаться не может, чтобы совершить такой поступок. Если у человека есть к этому предрасположенность, то есть изначально есть другие причины, по которым он мог бы так сделать, то ЕГЭ, сдача экзамена или какие-то другие стрессовые события могут подлить масла в огонь. Но сами по себе эти события, если с ребенком все в порядке, если у него не было таких ни замашек, ни желаний, ни мыслей, то вряд ли это способно будет повлиять.

Шевцова:

- То есть это как катализатор копившихся внутри проблем? То есть не может такого быть, чтобы ребенок получил тройку, например, пошел и сделал такой шаг?

Жавнеров:

- Не бывает одной причины. Все в мире происходит по естественным причинам, мы просто не всегда знаем, что это были за причины. И их не одна, не две, не три, не пять, их сотни. Соответственно то, почему ребенок совершил, допустим, самоубийство, на это сотни причин. И вполне возможно, если бы мы взяли любого другого человека с этими же причинами, он бы мог точно так же поступить. Соответственно нельзя говорить о том, что что-то конкретное повлияло. Нет, это всё – от воспитания, состояния, мыслей, образа жизни, опыта, который был, оттого, какой психически человек (подавленный, развитый), то есть очень много факторов, которые к этому могут привести. Но, к сожалению, всегда это было, всегда будет. Важно, что мы, к сожалению, на это повлиять особо не можем.

Шевцова:

- Я подумала, что все приметы, которые мы соблюдаем (халяву половить ночью перед экзаменом, пятачок под правую пятку) – это все в какой-то степени психологическая такая положительная установка на будущее. Я права?

Жавнеров:

- Не совсем. Это просто попытка совладать со страхом. Грубо говоря, если человек не помыл голову, и он абсолютно уверен, что это приведет его к удаче, то тревожность его будет гораздо ниже.

Шевцова:

- Но это же помогает.

Жавнеров:

- Это помогает в чисто эмоциональном плане. То есть человек может найти подтверждение: мне попался тот билет, потому что я голову не помыл. Хотя неизвестно, попался бы он ему, помой он голову. То есть, грубо говоря, он пытается связать с тем, что он посчитал, что повлияет, с тем, что произошло в его жизни.

Шевцова:

- А учителя, педагоги каким-то образом нервничают перед экзаменом? Они же люди, в конце концов, понятное дело, что у них не первых ЕГЭ в жизни и не последний.

Жавнеров:

- В конечном итоге любой человек будет нервничать за те же самые последствия. В любом случае, когда учитель видит, что его ученики сдают экзамен, и результат учеников это в какой-то степени результат учителя. Соответственно он очень беспокоится за то, что у них будут плохие результаты, потому что это будет говорить о его недостаточной квалификации или недостаточно хорошей работе с ними.

Шевцова:

- Может ли спровоцировать стресс перед экзаменом какую-то нехорошую историю вроде панической атаки? Кстати, расскажите, что такое паническая атака.

Жавнеров:

- Важно отличать обычный страх от панической атаки. Паническая атака это не состояние страха, как мы привыкли видеть. Потому что мы всегда боимся соизмеримо с обстоятельствами. Паническая атака это процесс неуклонного роста страха до предела. И происходит это только потому, что человек не боится обстоятельств, в которых оказался, как, допустим, экзамена, а уже боится своего состояния, которое было вызвано самим экзаменом. Грубо говоря, он начинает бояться симптомов страха в теле, и это вызывает страх, а страх усиливает симптомы. То есть создается некий замкнутый круг. И это все неуклонно возрастает, приводит к возрастанию страха и приводит к панике. Но это состояние, которое не формируется за день, не формируется в результате стрессовых событий. Должна быть определенная предрасположенность к тревожному расстройству. Для начала должна повышаться эмоциональность человека, он должен быть более эмоционально лабильным, потом возрастать тревога, то есть чаще должен тревожиться, чем другие. Начало симптоматики – должно повышаться сердцебиение, дрожь, озноб, поверхностное дыхание.

Шевцова:

- Темнеет в глазах.

Жавнеров:

- Нет, в глазах как раз не темнеет. Вот именно из-за этого боятся люди в своих состояний, что темнеет в глазах, что упадет в обморок, что с сердцем что-то случится, что потеряет над собой контроль или что люди плохо подумают. Вот эти последствия как раз и формируют паническую атаку. Но в целом это процесс, который происходит не за один день, а растянут по времени. И связан он как раз с предрасположенностью. Вот у меня самый молодой клиент был 14 лет, у которого возникали эти состояния, а самый старый – и 70 есть, и есть те, кто по 20 лет этим мучается. Довольно сложная проблема, решается она только с точки зрения психотерапии. Именно индивидуальной психотерапии с психологом, а не медикаментозно.

Шевцова:

- Что касается школьников. Стоит ли вообще их образ жизни менять перед экзаменами – одежду, какие-то привычки, может быть, - или оставить их в покое, чтобы они были комфортны в первую очередь?

Жавнеров:

- Да, в первую очередь, вы правильно сказали, это сохранить комфорт ребенка. Чем более комфортные для него обстоятельства, тем лучше он будет себя чувствовать. Потому что даже позитивные эмоции это в любом случае выход из нейтрального состояния психики, в котором мы больше всего находимся. Поэтому как можно больше стандартных ситуаций, больше той же стандартной еды, чтобы человек чувствовал себя как можно более комфортно. Тогда он будет лучше адаптирован к тем предстоящим для него событиям.

Шевцова:

- Психологи правильно говорят, и вы подтвердили, что больше даже боятся ЕГЭ взрослые, нежели дети. С детьми понятно, детям мы можем создать комфортные условия, не трогать их, хочешь идти с немытой головой – иди с немытой головой, если тебе это поможет, нравится тебе одну и ту же одежду носить – да ради бога, неважно, что она у тебя с первого класса и уже мала. Что касается родителей. Как нам настроиться? Есть очень эмоциональные мамы, которые начинают краснеть, зеленеть, бегать, мешать, под окнами стоять. С ними как быть?

Жавнеров:

- Во-первых, здесь важно понимать, что чаще всего есть кто-то из родителей, кто менее эмоционален. Если есть возможность, лучше, чтобы в это время был с ним тот, кто будет заражать хорошим состоянием ребенка. В плане мам. Вот им бы я посоветовал медикаменты. Потому что здесь важно проявление эмоционального состояния. Если мама чувствует себя спокойно, ребенок не будет понимать, отчего она так себя чувствует, и будет просто так же повторять это.

Шевцова:

- Мам, мне кажется, лучше вообще не пускать ни на экзамены, ни на соревнования, ни на какие-то ответственные мероприятия, где участвуют их дети. Особо нервных мам.

Жавнеров:

- Здесь все зависит от того, как к этому относится ребенок. Если для него это важно, он в присутствии мамы или родителей чувствует спокойствие, чувствует поддержку, теплоту, то это хорошо. Если же, наоборот, он больше начинает волноваться, больше переживать, то, конечно же, нет. То есть здесь надо исходить именно из собственных желаний ребенка, потому что он лучше для себя знает, как для него комфортнее.

Шевцова:

- Теперь представим себе ситуацию. Ребенок волновался, сдал экзамен, замечательные баллы, поступил в вуз, а потом наступает некое опустошение. Это тоже некий эмоциональный спад. Ему каким-то образом надо собраться и дальше учиться на первом курсе. Многие после этого перегорают, я знаю, у них нет того запала, который был на том адреналине в 11-м классе.

Жавнеров:

- Важно понимать, что ребенок 17 лет, переходя во взрослую жизнь, поступая в институт, меняет свою жизнь довольно кардинально – уходит от родителей, меняет друзей, меняет обстановку. Это уже больше рабочие моменты. Соответственно важно, что процесс становления у ребенка все равно будет идти дальше, и все, что с ним ни происходит, это все будет нормально.

Шевцова:

- В 17 лет все равно для нас дети. Мы их пытаемся представить взрослыми, но все равно для нас это дети, все равно мы за них переживаем, все равно мы будем стараться их поддержать. В общем, простые советы. Это выспаться, наверное. Я начиталась всего в интернете и пытаюсь понять, что действительно помогает, а что является ерундой.

Жавнеров:

- Хорошенько покушать. Свой режим дня, сна и бодрствования не менять. Не заниматься особо какими-то активными вещами, не ходить в кино, эмоционально сильно не реагировать. Быть расслабленными, чувствовать себя более-менее комфортно, стараться не думать о каких-то других проблемах – или их разрешить, или отложить, или чтобы, грубо говоря, не было все в одну кучу. Ну и чтобы не было каких-то событий. Допустим, ребенок после ЕГЭ едет куда-то отдыхать, где эмоционально будет реагировать. Нужно, чтобы все было для него примерно так же, как обычно. И тогда результат будет тем, который обычно у него проявляется.