Премия Рунета-2020
Благовещенск
+4°
Boom metrics
Общество21 февраля 2013 6:31

Амурский север: ухабы, пыль, сплошное бездорожье

Для местного правительства это проблема номер один. Однако как чиновники ни бьются, вынуждены признать, что без помощи столицы нормальных дорог региону не видать. «КП» попыталась выяснить, что делают власти, чтобы изменить ситуацию
Источник:kp.ru
Дорога к Февральску.

Дорога к Февральску.

«Эх, дороги, пыль да туман…» Ничего более позитивного, чем строчка из далекой военной песни, не приходит на ум после общения с северянами. Для них ухабы, пыль и бездорожье актуальны и в наше вполне мирное время. И если для многих российские дороги - это повод для шуток, то для жителей отдаленных территорий Приамурья они, можно сказать, основа существования. И основа эта сегодня требует серьезных перемен.

Дорога - жизнь

В Амурской области пять северных районов: Тындинский, Зейский, Сковородинский, Магдагачинский и Селемджинский. Почти все эти территории освоили в славный период БАМа. Но БАМ угас, и после него осталось много проблем. Одна из них - дороги и транспортное сообщение. В особенности с удаленными таежными поселками.

В Тындинском, самом далеком от областного центра районе (граничит с Якутией), эта проблема стоит особенно остро.

- Трудно-то добраться до самой Тынды, но главной проблемой остаются дороги внутри района, особенно связывающие дальние поселки с городом. Доехать до них сложно, - делится главный редактор местной газеты «БАМ» Надежда Требушевская. - Единственная заасфальтированная дорога - это дорога между Тындой и поселком Могот, и та уже давно требует ремонта.

Автобусного сообщения с Моготом нет, жалуются старожилы, и людям приходится добираться либо на попутных, либо с частными извозчиками, которые от Тынды до поселка берутся везти за тысячу целковых с человека. Туда можно добраться и по железной дороге. Самым удобный поезд - Тында - Нерюнгри, но вместе с еще одним поездом, проходящим по северу, Тында - Комсомольск-на-Амуре, его собирались отменить.

- И как тогда быть - непонятно. Можно, конечно, еще на поезде Нерюнгри - Новосибирск доехать, но на него билеты нужно заранее покупать, да и дорогие они, - сетует Надежда Требушевская.

В областном правительстве же говорят, что без транспорта жители Могота не останутся, ведь есть еще поезда Москва - Нерюнгри и Хабаровск - Нерюнгри. На последний, к слову, довольно дешевые билеты, от станции Тында до станции Могот - 489 рублей, но будет ли хватать билетов всем желающим, неизвестно.

Жителей района возможная отмена жизненно важных поездов зацепила настолько, что они даже на митинги вышли, а вопрос об их сохранении дошел аж до Владимира Путина. Его на традиционной всероссийской пресс-конференции президента в декабре прошлого года, задала амурская журналистка. Не уставали бить во все колокола и местные чиновники. В Амурском минтрансе говорят, что буквально завалили соответствующими письмами и Федеральное правительство, и Дирекцию РЖД. Президент пообещал, что вопрос не останется без внимания, и слово сдержал.

Но есть в Тындинском районе и еще более труднодоступные поселки, путь в которые и дорогой-то назвать трудно. В Дипкун, Тутаул, Маревый, Лопчу добираться приходится по проселкам.

- По зиме к бабушке в Лопчу могу и меньше чем за час доехать на хорошей резине, - рассказывает тындинец Игорь. - А без снега можно ехать и два часа, и два с половиной. А к брату в Дипкун ездил, бывало, на поезде Комсомольск - Тында, так ведь отменить его обещают, останется только пригородный, хоть бы его не отменили. Мы тут начали за головы хвататься - что делать? Как в эти поселки теперь будут доставлять медикаменты, продукты питания, да и вообще как люди ездить-то будут, когда еще и дорог нормальных нет? Дорога, она ведь сама жизнь.

Мост через реку Бысса.

Мост через реку Бысса.

По льду, как в блокаду

Немногим лучше ситуация в Зейском районе. В ряд бамовских поселений, расположенных на северо-востоке района, по побережью Зейского водохранилища, таких как Бомнак, Горный, Верхнезейск, вообще не добраться иначе, как по льду замерзшего моря ГЭС.

- Нет ни железнодорожного сообщения, ни нормальной дороги, даже просто гравийки нет, - сетуют местные жители. - Поэтому добираться приходится через водохранилище, по теплу - на судах, зимой - по льду. Но это, как в блокадном Ленинграде, небезопасно. Вот в этом году из-за перепадов температур водохранилище замерзло неравномерно, уже было несколько случаев, когда автомобили проваливались под лед.

- Трудно попасть в поселки зимой, но и в теплое время года не намного легче, - поделился с нами корреспондент районной газеты Григорий Мухамедьянов. - Официального судоходства на водохранилище нет. Людей по воде перевозят частные владельцы судов и барж совершенно нелегально, не имея разрешений и документов. Представьте, насколько это небезопасно, а деваться людям некуда. Можно, конечно, в объезд водохранилища, но ведь и там бездорожье, местами болотина. А если еще сейчас поезд Тында - Комсомольск отменят, станет еще сложнее. У нас, как и в Тынде, народ на этом поезде часто ездил.

Один мой знакомый по студенчеству рассказывал, как в один из таких поселков к родителям все время добирался. Вначале из Благовещенска до Тыгды - поездом, из Тыгды до Зеи - автобусом, а уж из Зеи - на грузовике, в будке, по этому самому бездорожью - в общем, прямо целое путешествие. Оттого и ездил он к родителям от силы два раза в год.

В других районах полегче. Например, в Селемджинском, заверили нас в редакции районной газеты, дорожная сеть налаживается, хоть и не теми темпами, какими хочется. Однако вот парадокс - главная трудность остается в сообщении с райцентром (поселок Экимчан), а также другими прибрежными населенными пунктами Коболдо, Стойба, Селемджинск. Дело в том, что стоят они на берегах реки Селемджи и сообщение возможно опять же пока только переправами. Но когда сезонно река разливается, начинается настоящая распутица.

- Есть такая беда, - подтвердил уроженец Экимчана Андрей. - Нужен мост, по крайней мере к Экимчану, слышал, что вроде вот-вот его начнут строить. Я сейчас из Благовещенска к родне в Экимчан редко езжу, но если мост появится, наверняка стану ездить чаще. Можно будет спокойно на своей машине добираться.

Но пока же для жителей многих из этих поселков отсутствие нормального транспортного сообщения сказывается не очень свежими и довольно дорогими продуктами, проблемами с лекарствами и невозможностью часто видеться с родственниками, живущими в других городах и районах.

Состав из одного вагона

В пассажирской дирекции Дальневосточной железной дороги ситуацию с поездами на север Приамурья разобрали по полочкам. И вот что говорят.

- Дела действительно обстоят непросто. Поезд № 657/658, курсировавший между Тындой и Нерюнгри, который, между прочим, состоял всего из одного вагона, уже отменен с 15 января, - объясняет начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» Инна Пепеляева. - Но по этому направлению хотя бы проходят альтернативные поезда: № 75/76 Нерюнгри - Москва Казанская (ходит через день), поезд № 77/78 Нерюнгри - Новосибирск (через день), поезд № 325/326 Хабаровск - Нерюнгри (ходит ежедневно). Билет на них в плацкарте стоит порядка полутора тысяч рублей. А вот второму поезду альтернативы нет. Поезд № 363/364 Тында - Комсомольск характеризуется высокой убыточностью для перевозчика - ОАО «Федеральная пассажирская компания». По итогам 2012 года убытки от курсирования поезда составляют аж 242,5 млн рублей. Но на данном направлении железнодорожное сообщение является безальтернативным. Пока принято решение продлить движение этого поезда до конца марта 2013 года.

А дальше что? Сохранение же поезда начиная с апреля 2013 года, говорят железнодорожники, возможно только при увеличении ассигнований из бюджета РФ на компенсацию выпадающих доходов ОАО «Федеральная пассажирская компания».

До середины января ребром стоял вопрос и о сохранении пригородного сообщения по северам. Целый ряд маршрутов могли прекратить свое существование: 6641/6642 Тында - Дипкун, 6630/6629 Февральск - Иса, 6649/6650 Тында - Лопча, 6654/6653 Юктали - Лопча, 6645/6646 Тында - Муртыгит, 6221/6222 Облучье - Архара, 6228/6229 Облучье - Архара. Стоимость проезда на них по установленным тарифам на 2013 год равна в среднем 150 рублей в зависимости от дальности следования.

- Пригородные маршруты, проходящие по БАМу, сохранят. Правительство Амурской области выразило готовность предусмотреть в бюджете средства для компенсации компании-перевозчику ОАО «Экспресс Приморья» выпадающих доходов, - успокоили в пресс-службе ДВЖД. - Чтобы было яснее, из-за чего весь сыр-бор, объясним, что компания «Российские железные дороги» в ходе структурной реформы железнодорожного транспорта была полностью выведена из рынка пригородных пассажирских перевозок в 2011 году. На смену пришли отдельные пассажирские компании, которые с субъектами РФ ежегодно заключают договоры на организацию транспортного обслуживания. Средства на пригородные перевозки выделяются из местного бюджета. Мы с радостью будем возить пассажиров, но перевозчик не может работать себе в убыток.

Таким образом, на севере области, по крайней мере в этом году, движение пригородных поездов сохранится. Но сможет ли потянуть эти расходы региональный бюджет и дальше - неизвестно.

Митинг в Дипкуне.

Митинг в Дипкуне.

Нужна помощь центра

Региональные власти о проблемах отдаленных территорий знают и уверяют, что делают все возможное.

Особое внимание чиновников приковано к проблеме сохранения жизненно важного поезда Тында - Комсомольск и пригородных поездов.

- Правительство области делает все что может, но для решения этого вопроса необходима помощь Москвы, в особенности что касаемо поезда Комсомольск - Тында, тут мы без центра никак не справимся, - сообщили нам в пресс-службе Амурского правительства.

У местного минтранса есть конкретные ответы на возникшие вопросы с транспортным сообщением.

- Ситуация такая: состояние дорог в целом по региону можно назвать удовлетворительным. А вот значительная часть существующих автомобильных дорог в северных районах до сих пор имеют гравийное покрытие (88,2%) и не отвечают требованиям современного движения, нуждаясь в комплексе мероприятий, - рассказала и. о. министра транспорта Амурской области Светлана Сушкова. - Мы стараемся справиться с этой серьезной проблемой, используем все возможные ресурсы. Но силами одного регионального бюджета справиться с ситуацией трудно.

Ничего не скажешь, наследие БАМа: населенные пункты есть, а нормальных дорог нет.

- Тем не менее мы делаем все, что в наших силах. В 2013 году на содержание дорог забюджетировали немалые средства. Например, в Тындинском районе на содержание действующей сети запланировано 17 миллионов 199 тысяч рублей. В Зейском на дороги мы собираемся потратить 33 миллионов 799 тысяч. В Сковородинском - почти 6 миллионов рублей. В Магдагачинском - 17 миллионов, в Селемджинском - порядка 8 миллионов, - добавила Светлана Анатольевна. - И отдельно от этих сумм предусмотрены средства на реконструкцию проблемных участков дорог, мостов и дорожных подъездов к населенным пунктам этих территорий. Только в Селемджинском районе мы планируем отремонтировать мостов более чем на 200 миллионов рублей (реконструкция мостового перехода через р. Талаго-3, реконструкция мостового перехода через р. Тараган, реконструкция мостового перехода через руч. Безымянный, реконструкция мостового перехода через руч. Березовый, через которые проходит автодорога Веденовка - Февральск - Экимчан). Это больше, чем в прошлые годы. Но для того чтобы обеспечить требуемый уровень транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального значения в вышеуказанных районах, необходимо увеличить расходы на содержание и ремонт ни много ни мало в 2 - 3 раза.

Худо-бедно, но налаживается с нашим севером и автобусное сообщение, успокаивают чиновники. Сегодня в Зейский район ездят два автобуса - № 514 Благовещенск - Зея (через Свободный) и № 596 Благовещенск - Зея (через Белогорск), в Сковородинский и Магдагачинский район - автобус № 600 Благовещенск - Невер, а в Селемджинский - автобусы № 543 Благовещенск -Февральск и № 557 Белогорск - Февральск. Стоимость проезда по этим маршрутам колеблется в районе тысячи рублей (на автобус № 514 до Зеи билет стоит 1200 рублей, доехать до Магдагачи стоит 839 рублей, а в Февральск - 900 рублей).

А вот Тындинский район опять остался обделенным. Туда пустить автобусный маршрут сегодня невозможно из-за несоответствия отдельных участков автомобильной дороги «Лена» требованиям, предъявляемым к дорогам, по которым организуется регулярное пассажирское сообщение, не говоря уже о том, чтобы пустить автобусы к таежным поселкам.

- Как только дорогу приведем в порядок, сразу пустим автобусы, перевозчики есть, - заверили нас в минтрансе, не называя точных сроков.

Не поездом, так самолетом

А где же наша гражданская авиация, о которой в области говорится давно и часто? Чтобы сделать районы области, приравненные к районам Крайнего Севера, доступнее, местные власти несколько лет назад организовали авиаперевозки по этим маршрутам на самолетах Ан-2.

- Начали с того, что в 2009 году постановлением правительства был утвержден перечень маршрутов, а также частота полетов и тарифы, отвечающие доходам населения, - рассказала Светлана Сушкова. - У нас в области перевозки пассажиров на местных воздушных линиях выполняются ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза». На самолетах Ан народ летает - по маршрутам Зея - Береговой - Хвойный - Горный - Бомнак - Зея (три раза в неделю); Благовещенск - Свободный - Октябрьский - Зея - Благовещенск (два раза в неделю); Благовещенск - Свободный - Февральск - Экимчан - Благовещенск (два раза в неделю). Билеты на эти рейсы стоят порядка 3500 рублей. В 2012 году по этим маршрутам перевезли 8966 пассажиров. Радует увеличение пассажиров по сравнению с 2011 годом на 22% по маршруту Благовещенск - Свободный - Февральск - Экимчан - Благовещенск, на 0,6% - по маршруту Благовещенск - Свободный - Октябрьский - Зея - Благовещенск. Но из-за недостатка средств в областном бюджете на субсидию авиаперевозчику в конце 2012 года мы вынуждены были снизить частоту авиарейсов в местности, приравненные районам к Крайнего Севера, за год выполнено 498 авиарейсов в прямом и обратном направлении, то есть меньше на 27 рейсов.

В 2012 году сумма субсидий авиаперевозчику правительством составила 88,2 млн рублей. Но на 2013 год в областном бюджете на эти расходы предусмотрено лишь 56,1 млн руб.

Но и при таких условиях власти не прекращают работу. В рамках программы развития транспортной системы области на 2012 - 2020 годы за счет средств областного бюджета построен в аэропорту Свободный новый вместительный ангар для технического обслуживания и ремонта воздушных судов, предусмотрено с 2016 года приобретение трех самолетов L-410, двух самолетов СМ-92Т. И это далеко не полный перечень проделанной работы.

- Сейчас нужно строить аэропорты, особенно в отдаленных районах. В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2010 - 2015 годы» с 2015 года начнется реализация проекта «Реконструкция аэропортового комплекса г. Тында, Амурская область», - добавила Светлана Сушкова.

Но и здесь без помощи центра области не обойтись.

- Для сохранения и развития авиации местных воздушных линий в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, области требуется помощь Министерства транспорта РФ, которому необходимо разработать и утвердить правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, - объяснила и. о. министра транспорта Приамурья. - Для этого мы подготовили необходимые предложения федеральным ведомствам и надеемся получить их одобрение и поддержку.

Вместо P. S.

«Широка страна моя родная…» Почему-то в финале на ум приходит уже эта песня? Да и правда, столько в России рек, полей, лесов, мест красивых и удивительных. А еще есть много городов, городков, поселков и деревушек, в которых живут люди. И выбраться этим людям в мир, оказывается, и сегодня, во временя «ай-фонов», бывает совсем нелегко. Амурским северянам сегодня необходима такая важная «малость», как доступность транспорта. Чтобы могли спокойно ездить к своим друзьям, родным и близким по области и по стране, получать свежие, недорогие продукты и необходимые лекарства. И нужно для этого местным и центральным властям объединить силы и наладить дороги, пустить автобусы с поездами. Сделать все это качественно, может и не разом, а постепенно, очень нужно. Амурское правительство уверяет, что к диалогу готово, и признает, что нуждается в поддержке. Остается только ждать ответного слова далекой златоглавой Москвы.

КСТАТИ

Амурское правительство готовится наладить автобусное сообщение в северных районах. В особенности для населенных пунктов, пострадавших из-за отмены поезда Тында - Комсомольск-на-Амуре. В Сковородинский район для этого планируется приобрести за счет лизинга три пассажирских автобуса, а в Магдагачинский - четыре.

- Кстати, в Магадагачинском районе все подъезды к федеральной трассе находятся в хорошем состоянии, осталось только наладить ответвление к поселку Дактуй, - сообщают в пресс-службе правительства Амурской области. - Всего создание и содержание автобусных маршрутов обойдется примерно в 60 миллионов рублей в год, средства будут изыскивать в областном бюджете.