Премия Рунета-2020
Благовещенск
+8°
Boom metrics
Звезды4 апреля 2013 8:06

Пианист Евгений Соловьев: «Две самые интеллектуальные деятельности – у математиков и у музыкантов. Да, и физиков тоже…»

Интересный собеседник, превосходный исполнитель фортепианной музыки, 29-летний приморский пианист после сольного концерта в Благовещенске рассказал о себе, о творческих планах и своих увлечениях [видео]
Источник:kp.ru
Пианист Евгений Соловьев.

Пианист Евгений Соловьев.

О себе и творчестве

- Евгений, вы исполнитель, незнакомый нашей публике. Давайте знакомиться…

- Пока сам не напросишься, так и будешь незнакомым до 60 лет. А потом – все! Пенсия. (Улыбается). Это случайно получилось. Я «просился» в Хабаровск, а тут звонят из вашей филармонии и говорят: «А давайте еще и у нас» - «Давайте».

Пока я довольно домашний человек. Я из Владивостока. Учился, в принципе, как все, но с большими амбициями был. Я постоянно что-то о большой сцене мечтал. Все хотели закончить музыкальную школу – и все, чтобы от них отвязались. А я нет. Все какие-то амбиции, эти Гилельсы, Рихтеры… какие-то безумные мечты были на тот момент. Цикл обучения был, как у всех: музыкальная школа – училище - академия. В аспирантуре я учился как музыковед. Давал концерты. Регулярно, но не очень часто. Потому что… попробуйте собрать зал! Даже в большом городе типа Владивостока кое-куда приходишь, а там - то Розенбаум, то еще кто-то. «Приходите через три года»…

- А через три года вы, может быть, в Америке будете выступать…

- Может быть. И вот, когда я учился, то выступал, может, даже чаще, чем когда закончил учиться. Потому что пробивать это… как-то иногда руки опускаются. Учился у Раисы Сергеевны Илюхиной, сейчас она уже профессор. Выступал на конкурсах у нас, в Красноярске, в Москве была пара конкурсов. (Евгений – лауреат семи международных конкурсов. – Авт.). Из недавних достижений – концерт в Петербурге в 2011 году. Случайно нашел продюсера в Петербурге, он говорит: «Ну ладно. У меня тут новая музыка, премьеру сыграешь - и заодно своего Грига». Вот такой компромисс…

Выступаю с оркестром иногда. Буквально на днях в Хабаровске премьеру сыграли – концерт Пуленка «Утренняя серенада», с камерным оркестром «Глория». Я в своих программах стараюсь играть как музыку популярную, так и не слишком. Причем «не слишком» я даю в начале, чтобы сначала публику загрузить, а потом разгрузить. Так же, как сегодня – две рапсодии Брамса в первом отделении. Музыка не скажешь, что неизвестная, но для широкого слушателя тяжеловатая. Мне говорили, что такой загруз – Брамс… Но, я думаю, как же без загруза? Одну «попсу» что ли играть, типа Второго скерцо, Первой баллады?

- Попса в хорошем смысле, конечно…

- Да, я так называю ту музыку, которую часто исполняю.

В разговор вступает мама, скрипачка Тихоокеанского симфонического оркестра и по совместительству продюсер талантливого сына Людмила Соловьева:

- Был бы у вас оркестр, он бы смог сыграть семь концертов…

- Уже восемь.

- А какие?

- Бетховена, Гайдна, Первый Шопена, Второй Рахманинова, «Бурлеску» Рихарда Штрауса. Даже «ВКонтакте» выложил. «Бурлеска» - одна из самых моих любимых вещей конца ХIХ - начала ХХ века, одночастный такой концерт. Конечно, концерт Грига. Вообще, я специализируюсь на музыке ХIХ и XVIII века. Для меня ХХ век… Выборочно какие-то вещи беру, которые мне особо приглянулись. Например, Равель «Ночной Гаспар». Такое что-нибудь, чтобы ух! Чтобы не просто какой-нибудь цикл, чтобы подряд опус был. Я не могу так играть, чтобы исполнить от сих до сих. Нет. Я выбираю, как правило, самое лучшее для меня. Есть задумка исполнить первую тетрадь прелюдий Дебюсси. Они, в принципе, все мне близки. «Лирические пьесы» Грига я тоже выбираю наиболее мне близкие. Обычно не играю подряд весь опус.

О советской музыке и опыте звукозаписи

- Советскую музыку играете? Например, «Мимолетности», «Сарказмы» Прокофьева?

- Довольно давно ее не играл… «Мимолетности» - еще будучи студентом на III курсе. Это было такое, как бы проходящее студенческое выступление… Может быть, когда-нибудь их можно будет вспомнить… Педагог, вообще, дает иногда произведение, которое ты сам не очень хочешь играть, но он убеждает, что тебе полезно, играй. Из советской музыки я в Петербурге в 2011 году записал диск с сочинениями Зары Левиной. И заодно была премьера некоторых вещей: две сонаты, несколько пьес – такая музыка… типа Прокофьева, Скрябина, такое все иногда подражательное. Да, Прокофьева еще играл, 2-й концерт… но, к сожалению, с оркестром еще не дошло, потому что с оркестром хотелось бы играть целиком. У меня вообще, как правило, перебивают вещи ХIХ века, которые я хотел сыграть. Что-то ХХ века сыграл – отложил. Оно лежит-лежит… У меня в проекте еще вещи некоторые Грига, которые я хотел бы сыграть, например «Балладу» и «Из времен Хольберга», сюиту. Хотел бы сыграть сонату Яначека – ХХ века, кстати. Довольно редко исполняемая, ну, в Москве иногда, разве что… В Москве что только редко исполняют! Только Зару Левину. Вот она в Петербурге прозвучала в моем исполнении, и неизвестно… если кто на диске услышит, может, захочет играть.

Еще я с хором записал диск «Песни военных лет», довольно профессиональная запись – был концерт к 9 Мая.

- С какими коллективами вы выступали?

- Играл в камерных ансамблях, в основном со скрипкой. В том же 2011 году состоялся дебют с виолончелью – с петербургским, теперь уже американским виолончелистом Дмитрием Яновским. Сонату Грига исполняли. Тоже есть диск с этой сонатой в нашем исполнении.

На сцене - с детства

- Сколько вам лет?

- Мне уже много лет – 29. Да, много. Но почему-то не ощущаю, что так много…

- В каком возрасте вы начали заниматься музыкой?

- Вундеркиндом я особо не был. Заниматься стал - еще шести не было. От меня серьезная инициатива только годам к 10-11 начала исходить. Тогда я стал выходить на сцену. Первый раз в 9 лет, кажется.

- Почему это стало профессией?

- Ой, да вообще… музыкальная семья, во-первых. Во-вторых, много пластинок с Рихтером и Гилельсом – мне ужасно захотелось так же. Потом, стали показывать. Телевидение первой половины 90-х было совсем не такое, как сейчас канал «Культура». Было странно увидеть, чтобы там пианист выступал. А тут показали фильм «Рихтер непокоренный», и я чуть не ошалел: ничего себе! Для меня было невероятно - 2000 человек в зале и один человек выступает, всю эту толпу держит…

Судьбоносным оказалось посещение концерта Плетнева в 1997-м. Он выступал как солист у нас во Владивостоке, потом я ездил с «Новыми именами» в Москву – он там дирижировал. Плетнев стал для меня одним из столпов, как можно музицировать. Вкусы в пианистах меняются, но Плетнев, наверное, дольше всех. Гилельс, Плетнев, Марта Аргерих… Погорелич… но он, к сожалению, мало что записал. Вот эти пианисты – они со мной всегда.

О китайских пианистах, диссертации и Моцарте

- Евгений, а как вам наступление азиатов на нашу исполнительскую фортепианную «поляну»?

- Знаете, азиаты есть разные… Мне нравится, допустим, что делает Юнди Ли. Но не совсем близко то, что делает Ланг Ланг – это какие-то ужимки не очень хорошие, иногда гримасы какие-то непонятные китайские… Я не совсем понимаю этот шоу-бизнес. Американцы сильно постарались, чтобы Ланг Ланга продвинуть. Юнди Ли – человек более классический. Он лауреат конкурса имени Шопена, записал Второй концерт Прокофьева с Сейджио Озавой – очень мне понравилось. Юджа Вонг (молодая пианистка – Авт.) – на уровне примерно между Юнди Ли и Ланг Лангом. Соната Листа мне понравилась. Но вообще, азиатов и так много, и пианистов естественно… но: есть такие вещи, которые принимаешь и которые не совсем. Допустим, мне не понятно, почему ни один восточный исполнитель не записал ни один концерт Брамса. Я об этом писал в своей диссертации о концертах Брамса.

- Вы ее уже защитили?

- Еще нет. Постоянно все копится, дополняется, там еще дискография… Первая часть в историческом ракурсе дается – что к чему, кто во времена Брамса играл, что Брамс думал, как писал-не писал, а вторая половина – что исполнители ХХ века с его концертами делали. Я разбираю разные трактовки, причем стараюсь классифицировать от более ранних исполнителей к более поздним, от зарубежных к отечественным. Такая работа немного описательного типа, но может, во что-то более ценное она преобразуется. Может быть, может быть… Но я больше настроен на исполнительскую деятельность – сольную, ансамблевую, с оркестром. А музыковедение – это так, как бы для просвещения. Опубликованы уже три мои статьи о Брамсе в научных сборниках.

- Так любимый композитор все-таки кто?

- Наверное, Моцарт и Брамс. Два самых любимых. А также Шопен, Шуман, Рахманинов тоже… Моя музыка – прежде всего романтизм и Моцарт. Это мое. Гайдн, Бетховен тоже, но Моцарт прежде всего. Для меня номер один в восемнадцатом веке. В первой его половине это, наверное, Скарлатти.

- А какую современную музыку слушаете и слушаете ли вы ее? Не академическую

- Я в основном слушаю если не классику, то классический рок типа Pink Floyd. Но обычно специально не включаю. У нас во Владивостоке есть культурный клуб – там собирается наиболее интересная культурная молодежь, иногда проходят встречи по современной музыке. Я туда прихожу и просвещаюсь. Специально что-то не копаю, потому что для меня сильно хватает академической музыки, которая… Я еще даже не всего Брамса послушал! Полное собрание сочинений Брамса не переслушал, и еще, конечно, не все сыграл, что хотел сыграть!

Игры современных пианистов

- Евгений, какие-то увлечения у вас есть помимо музыки?

- Люблю играть в компьютерные игры, причем разного жанра. «Готика». Моя любимая. Постоянно возвращаюсь к ней. Еще игры из этой когорты – «Ризен», «Ризен-2. Темные воды». Кстати, у нас в академии искусств профессор Айзенштадт тоже в «Готику» играет, он меня немножко приучил.

- Вообще, с компьютером на ты?

- С компьютером на ты, но такой уровень – записывающее-воспроизводяще-играющий. Не так чтобы программы писать – нет, не мое. Мне компьютерные игры нравятся, потому что это сейчас какой-то особый вид искусства. Сколько бы их ни ругали, я считаю, если они не перерастают в бесконтрольное что-то, сумасшедшее, то это хорошо, и очень интересно, и познавательно, просто красиво. Как эту трехмерную графику делают сейчас… Невероятно! А эти миры виртуальные… Просто совершенно новый красивый уровень.

- У вас есть свой сайт или страничка в сетях?

- Я ВКонтакте в основном тусуюсь сейчас. Эта сеть всем хороша: там и видео и аудио можно выкладывать, и фотографий сколько хочешь. Удобный интерфейс. Я вообще не понимаю, зачем Твиттеры нужны – может, для блогов… (Кстати, на страничке Евгения я нашла и посмотрела много видео с его концертов. Есть выступления даже в 13-летнем возрасте, где Женя Соловьев исполняет Концерт Грига и Фантазию-зкспромт Шопена. – Авт.)

- Что вы сейчас читаете?

- В основном о музыкантах читаю. У меня большей частью жизни заполнена звуками. До книг удается добраться, когда уже пресыщение звуками. И тогда я читаю про композиторов, исполнителей. Сейчас решил за Достоевского взяться, посерьезнее. У нас из люди культурного клуба фанатеют от Достоевского. Все-таки это наше все, XIX век к тому же.

- Какой-то вид спорта вас зацепил?

- Физически – нет. А так – я люблю в шахматы иногда поиграть, но, конечно, реже, чем в компьютер.

О школе, гороскопе, о гастролях и науке

- Какие предметы в школе были любимыми?

- Я любил поначалу гуманитарные. А потом что-то не заладилось с учителями, придирались, что часто отпрашивался на конкурсы… И мне стали нравиться точные науки, я выбился даже в отличники по алгебре и геометрии.

- Редкий случай…

- На самом деле музыка и математика ближе друг другу, чем, допустим, музыка и психология. Две самые интеллектуальные деятельности – это у математиков и у музыкантов. Да, и физика тоже.

- По знаку зодиака вы кто?

- Близнецы, родился в год Свиньи. Но я считаю, что ближе к Раку - потому что для Близнецов я слишком серьезный, а для Рака – слишком общительный. Особенно если меня разговорить…

Я в незнакомой компании долго сижу молчу, слушаю. Мне интересно слушать новую информацию. У нас во Владивостоке есть несколько интеллектуальных клубов - культурный, научный, куда я хожу. Если заходит речь об искусстве, я включаюсь сразу. Недавно в научном клубе, где собираются ученые, вел семинар по истории музыки - рассказывал, сам играл. Неплохо прошло.

- Интересно, какое у вас место работы?

- Я работал в филармонии, преподавал в академии. Сейчас пока свободный художник. Мало того что низкая зарплата, так еще и две афиши в центре города, и все. Кто на концерт-то пойдет? И потом сейчас явно чаша весов – на популярную музыку. Эта музыка из кинофильмов все чаще и чаще… Детские концерты – это хорошо, но они почти так же часто, как и взрослые. Это вообще что такое?

- Что бы вы хотели в ближайшее время сыграть?

- Концерт Моцарта с оркестром № 20. Хотел бы сыграть «Бурлеску» в настоящем большом зале с большим оркестром, некоторые сочинения Грига, еще Шопена. Для меня пока что приоритет - на западноевропейскую музыку. Может быть, на русскую. На ХХ век – как-то во вторую очередь. «Вариации на тему Корелли» Рахманинова у меня в работе. Я как-то очень академично настроен, не собираюсь ни на какую попсу и ни на какой джаз идти.

- Евгений, а зарубежные гастроли у вас были?

- Несколько раз. Уже давно, в Японии и Китае. Я был еще студентом училища. С этими гастролями просто беда. Такое чувство, что в 90-х годах – забытых Богом, нищих, голодных, про культуру кто-то думал больше, чем потом в 2000-х и далее. Хотя говорят, что жизнь налаживается, зарплаты большие… Так, извините, молодежь где у нас выступает? Где гастроли, афиши большие? Я не знаю, как у вас, но у нас молодежь выступает, только где учится. Потом заканчивает учиться – и непонятно куда. Кто-то в Москву преподавателем в музыкальную школу… Это не дело, я считаю.

- Где еще за границей побывали?

- В Берлин ездили поучить язык, была языковая школа. После русского – это мой любимый язык, язык великих деятелей. В Корее был на отдыхе, как туристы ездили в Скандинавию, в Центральную Европу… Пока не было Интернета, отовсюду везли кучу дисков. Сначала брали то, чего нет, потом только самое-самое, а теперь все есть…

- Если не музыкантом, то кем бы вы стали?

- Я думаю, либо физиком либо математиком. Но не психологом и не историком. Наверное, занялся бы серьезной академической наукой – теоретической физикой, например. Сейчас общаюсь с физиками. Так интересно, когда они рассказывают свои концепции у нас в научном клубе…