Премия Рунета-2020
Благовещенск
+7°
Boom metrics
Общество20 марта 2014 2:48

Албазинская икона Божией Матери: малоизвестные факты

У этого старейшего и самого почитаемого образа Дальнего Востока, Забайкалья и Сибири с благоговением молятся жители Хабаровска, Владивостока, Николаевска-на-Амуре, Южно-Сахалинска, Холмска, Читы, Магадана, Биробиджана
Источник:kp.ru

Почти в каждой епархии имеются чтимые списки амурской реликвии - их в дореволюционное время дарили для украшения церквей, в благословение трудов священнослужителей, благотворителей, просветителей, военных и политических деятелей

Накануне общегородского крестного хода в честь праздника Албазинской иконы «Слово плоть бысть», запланированного на 22 марта, «Комсомолка» решила напомнить нашим читателям основные вехи в истории святыни, мимо которой никогда не пройдет ни один православный дальневосточник.

1. Иконография

Образ «Слово плоть бысть» восходит к иконографическому типу «Ора́нта» («Молящаяся») и его более частной разновидности «Зна́мение». На таких иконах Богородица обычно изображается с Богомладенцем Иисусом Христом на груди и молитвенно воздетыми руками. Руки же Албазинской Божией Матери придерживают омофор, символ благодатной защиты - как на иконах Покрова Богородицы.

В основе сюжета икон типа «Знамение» - ветхозаветное пророчество о воплощении Спасителя: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Сюжет и название Албазинской иконы отражают евангельское повествование от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:1-14).

Богомладенец на иконе заключен в красную мандо́рлу, особый нимб овальной формы, символизирующий свет славы Господней. Он изображен в полный рост - этим иконописец подчеркивает, что вочеловечивание Бога-Слова произошло во время Его пребывания во чреве Приснодевы. Правая рука Христа приподнята к груди в благословляющем жесте, левая опущена к поясу. В ней Он держит свиток - символ Учения.

2. Праздник

Дату епархиального праздника в честь чудотворной Албазинской иконы, 9 (22) марта, Священный Синод утвердил в 1885 году, по ходатайству епископа Гурия (Буртасовского). В этот же день Церковь чтит память сорока Севастийских мучеников - воинов-христиан, которые отказались принести жертву языческим богам и были брошены в замершее озеро. В народе 22 марта отмечали еще и как первый «официальный» день весны, в который, согласно поверью, из теплых стран возвращались домой кулики и жаворонки.

День Албазинской Божией Матери всегда приходится на Великий пост, но ради праздника строгость поста ослабляется: служится полная Литургия, совершаются крестные ходы с акафистным пением. Тысячи людей приносят к чудотворному образу живые цветы - розы и лилии. Ради этого дня они приезжают в Благовещенск со всей Амурской области и даже из соседних епархий.

До революции празднику Албазинской иконы была составлена отдельная церковная служба, прославляющая Божию Матерь как Защитницу Приамурского края и Благовещенска - с индивидуализированными стихирами вечерни и особым величанием: ««Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, его же блаженный старец Гермоген даде нам на враги в победу и всем верным во спасение».

К сожалению, текст этой службы хранился в рукописном виде и до нашего времени дошла только одна молитва, напечатанная в сборнике молебнов 1903 года. Она начинается словами: «Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице рода христианского! Пред чудотворною иконою Твоею предстояще, отцы наша молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране Приамурстей. Тем же и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобныя брани сохрани».

В новое время, после того как в ноябре 1991 года Албазинскую святыню вернули Церкви, благочестивые верующие сочинили в ее честь несколько тропарей - кратких песнопений, раскрывающих причины прославления образа. В богослужебной практике приходов Благовещенской епархии закрепился вариант, распеваемый на третий глас. В других епархиях перед чтимыми списками Албазинской иконы поют обычный (общий) тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем».

3. Чудеса

Благочестивые предания прежних лет повествуют о нескольких случаях явления Божией Матери на Амуре. Все они были связаны с Албазинской иконой и военными действиями, которые напрямую угрожали жизни русских поселенцев и благополучию нашей земли.

В Забайкалье, где до своего прихода в Благовещенск святая икона пребывала почти два века (с 1685 по 1868 год), то есть в Нерчинске, Сретенске, Торге и Шилкинском заводе, Албазинская Божия Матерь прославилась еще и как «росительница. Когда образ крестным ходом проносили по приходам и домам благочестивых верующих, всегда прекращалась засуха и шли обильные дожди.

Традиция совершать крестные ходы с чудотворной реликвией по улицам Благовещенска зародилась в 1885 году. В то время город несколько лет страдал от эпидемий дифтерита и скарлатины, но с установлением почитания святыни эти болезни чудесным образом прекратились.

Великим постом 1911 года такой охранительный крестный ход спас Благовещенск и его окрестности от угрожающей им чумы. Тогда духовенство епархии во главе с епископом Евгением (Бережковым) обратилось в Священный Синод с просьбой благословить ежегодный обход городских приходов с Албазинской святыней.

Молитвенное шествие продолжалось неделю - с 22 по 29 марта. В первый день крестоносцы обходили территорию прихода кафедрального собора (от ул. Кузнечной до ул. Богдана Хмельницкого), во второй - приход Свято-Троицкой церкви, затем приходы Михаило-Архангельского, Пророко-Ильинского, Вознесенского и Покрово-Николаевского храмов.

Крестный ход начинался с Литургии в храме, где икона оставалась на ночь, затем местный причт и верующие по утвержденному маршруту несли ее до церкви следующего прихода ко времени начала праздничной всенощной. Люди пели каноны Спасителю, Божией Матери и особо чтимым на приходе святым, а на остановках читали полагающиеся на молебнах отрывки из Евангелий. На время проведения торжественных ходов в учебных заведениях соответствующих районов города прекращались занятия - с тем чтобы школьники и студенты тоже могли принять в них участие.

Завершался многодневный крестный ход по городу в военной церкви - по особой просьбе городского военного ведомства. Албазинский образ вносили в больницы, казармы, строящиеся и действующие часовни, дома больных и престарелых жителей, которые не могли выйти ему навстречу. ПОДРОБНЕЕ о предстоящем крестном ходе здесь>>