Премия Рунета-2020
Благовещенск
+1°
Boom metrics
БАМ20 июня 2014 8:04

Благовещенец Валентин Бурсянин до сих пор хранит билет с первого пассажирского поезда по БАМу

Здорово, когда становишься участником какого-либо исторического события. А еще лучше, если с этого события остается что-нибудь на память
Источник:kp.ru

У старшего помощника прокурора Амурской области Валентина Бурсянина большая коллекция таких «артефактов»: тут и билеты с Олимпиады-80, Х11 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, монеты, значки на спортивную тематику, посвященные комсомолу, награды за достижения в спорте (четырехкратные чемпион Амурской области в метании копья).

А самые дорогие в коллекции раритеты – «костыль» с разъезда Мирошниченко - одного из участков стройки БАМа, значки и вымпелы, посвященные строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и Х11 Всемирному фестивалю молодежи и студентов в городе герое Москве, где он принимал участие в организации и проведении фестиваля.

К слову, к бамовской эпопее Валентин Петрович имеет самое прямое отношение. В годы строительства магистрали он работал первым секретарем Селемджинского райкома комсомола, награжден медалью «За участие в сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Нетрудно догадаться, что львиная доля его коллекции посвящена БАМу, и один из самых дорогих для Валентина Петровича предметов в ней… билет на первый пассажирский поезд, который прошел от Комсомольска до Тынды. Валентин Петрович согласился поведать нам о первой в истории поездке по Байкало-Амурской магистрали.

Валентин Бурсянин.

Валентин Бурсянин.

- Валентин Петрович, как на БАМе-то оказались?

В последний год обучения в Благовещенском педагогическом институте я задумался, куда поехать работать по окончании. В те годы в стране был активный подъем патриотизма, молодежного движения, которые ехали на различные комсомольско-молодежные стройки, особенно на строительство БАМа. Была такая гордость за то, что у нас в стране, а именно в Амурской области идет стройка века !

Распределения в поселки, расположенные в районе строительства БАМа не было. И тогда я, не задумываясь в 1980 году после окончания пединститута, по распределению поехал учительствовать в поселок Стойба Селемджинского района, расположенного в 90 км. от Феральска.

Сейчас кому-то покажется странным, а в те годы я обрадовался этому назначению. Я знал, что Селемджинский участок БАМа это оживленная стройки, которая составляет более 200 км. и у нашего Севера большие перспективы. Около года я вел у детей физкультуру и был секретарем учительской комсомольской организации, но длилось это недолго. Примерно через год меня избрали секретарем, а затем первым секретарем Селемджинского райкома комсомола.

- И ваша работа стала напрямую связана со стройкой…

- Это верно. Хотя сам я, конечно, не бегал с «костылями». Моя работа заключалась, если можно так выразиться, в решении проблем молодежи на БАМе. Как только прибывали отряды рабочих, мы создавали комсомольские организации, выбирали комсомольских вожаков. Занимались организацией всевозможных мероприятий, соревнований, конкурсов, слетов, встреч, досуга молодежи – строителей БАМа. Определяли лучших по профессиям. А еще организовывали лекции об обстановке в мире, стране. Телевизоров в тайге не было, а народу откуда-то надо же было узнавать новости… В общем, скучно бы на БАМе без нас было! (смеется). Но, помимо этого, было немало и по-настоящему серьезной работы.

Тот самый билет.

Тот самый билет.

- И какие вопросы чаще всего приходилось решать?

- Жилищные. Об этой главной в жизни каждого человека проблеме мне известно не по наслышке, поскольку сам я вырос в детском доме-интернате. Вообще с жильем было сложно в то время, особенно в тайге. Дома были щитовые, продуваемые со всех сторон. Временные. А ведь прямо там, на БАМе, создавались семьи, рождались дети. Нужно было улучшать жилищные условия молодых семей, и мы совместно с уполномоченными органами на местах решали эти вопросы.

- А встречи эстрадных звезд на БАМе не доводилось организовывать?

- Приходилось встречать агитпоезда «Комсомольская правда», «Молодогвардеец», в составе которых приезжали известные поэты, композиторы, артисты, ученые, лекторы и многие другие.

А самому мне посчастливилось побывать на концертах Дина Рида, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко и другие.

- Я даже не сомневался. Кстати, о билетах. Проездных. Вы же, получается, первый пассажир на БАМе ? Как так получилось?

- 27 октября 1984 года в Тынде были намечены большие празднования по поводу открытия сквозного движения на всем протяжении БАМа. Попасть туда было большой честью, ведь собирались высшие партийные, комсомольские руководители страны, люди, благодаря которым была завершена эта гигантская стройка. И меня туда тоже пригласили!

На первом поезде я от станции Февральск доехал до столицы БАМа – города Тынды. Ехали долго. День, ночь и только на следующий день прибыли в Тынду, хотя расстояние не очень-то большое. Поезд часто останавливался, строители кое-где еще что-то доделывали.

- Вы уже достаточно давно живете в Благовещенске. А обратно на БАМ не тянет?

- Да я каждый год в Февральск стараюсь приезжать! С Селемджинским районом у меня многое связано. Там я проработал больше 18 лет, создал семью, родились дети. А самое главное - там был особый дух. Большая стройка, стройка века! У жителей была надежда, что появятся новые города с заводами. Перед тем же въездом в поселок был натянут транспарант «Даешь город Февральск!». И у людей столько оптимизма было… Жили в щитовых домах, но ни о чем не жалели, верили и знали, что будет город, будут детские сады и школы, будет работа. Увы, Советский Союз распался - и развитие БАМа как-то остановилось…

Уважаемые амурчане! В номере КП-толстушка за 26 июня вы найдете большой праздничный спецпроект БАМ- 40 лет. Это подарок «Комсомолки» строителям легендарной магистрали и всем амурчанам, связавшим свою жизнь с нашим суровым краем. Наш спецпроект напомним об основных вехах в истории БАМа, здесь вы прочтете слова благодарности и поздравления от известных людей и предприятий, которые по достоинству оценив труд бамовцев, захотели высказаться на страницах юбилейного проекта.